X

▲  
USD 
57.5706
▲  
EUR 
67.9333
Районная газета Грязинского района Липецкой области. Издаётся с 20 сентября 1930 г.
сейчас:
Свежий номер газеты:
19 октября
2017  г.
№ 124
(12358)
Только смелым покоряются моря
№  29 (12263)   18 марта 2017 года   
Автор: Ирина Совастеева
 49

Завтра свой профессиональный праздник отмечают моряки-подводники

У военных служба очень нелегкая. А подводникам, если что и случись, бежать-то некуда: с подводной лодки никуда не денешься.

Александр Черкасов даже и не думал, что, когда время придет отдать долг Родине, он будет это делать на борту субмарины на глубине 350 метров. Повестку из военкомата он получил во время осеннего призыва. Как и положено, родители устроили парню проводы. Посидеть за хорошим столом и пообщаться перед отправкой в армию собралась сугубо мужская компания. Александр принципиально придерживался точки зрения с противоположным полом до службы в армии не стоит строить отношений. За два года многое может измениться и произойти. Поэтому быть самому себе хозяином и не иметь ни перед кем никаких обязательств - гораздо проще. Тем более, позже выяснилось, что вдали от дома ему предстоит быть не два, а все три года.

Свободное от службы время на субмарине использовали по-разному. Иногда делали стенгазету

Для юноши в некоторой мере стало неожиданностью, что он попал в Северодвинск, в учебку для будущих моряков-подводников. Спустя полгода, служить новоиспеченному моряку пришлось на субмарине "60 лет Октября". Кстати, вместе с ним на ее борт попали и два земляка-грязинца -Юрий Линев и Александр Бугаков. Первые погружения на глубину неискушенных моряков-подводников весьма интересно отмечают в команде. Каждые 50 метров спуска под воду новичок перед всем составом выпивает около поллитра соленой морской воды. Грязинским ребятам это пришлось делать несколько раз, поскольку погружались они на глубину 350 метров. Процедура не очень приятная, но таковы морские законы. Служил Александр Черкасов в 9-м отсеке машинистом-турбинистом. Подлодка "60 лет Октября" была стратегического назначения. На ее борту находились торпеды и баллистические ракеты. За три года службы у Александра было три боевых похода. В один из них подъем наверх был совершен лишь через 78 суток. В общей сложности под водой матрос Черкасов провел почти семь месяцев. После каждого возвращения весь экипаж отправлялся на целый месяц на санаторно-курортное лечение для восстановления физических сил. Всевозможные процедуры и сбалансированное питание помогали морякам подготовиться к очередному погружению на несколько месяцев. В свободное от службы время моряки устраивали концерты, смотрели фильмы, много читали. Одним словом, там, под водой, на огромной глубине, внутри корабля текла такая же жизнь. Кругом порядок, чистота и нормальные человеческие отношения. Только за бортом было очень темно и тихо. Надо сказать, не все могли выдержать испытание замкнутым пространством. Бывало и такое, что очень впечатлительных натур и ребят со слабой психикой просто снимали с корабля.

Молодой моряк-подводник Александр Черкасов, 80-е годы

Через полтора года на борт подлодки, где служил Александр, пришел новичок. Юноша никак не показывал свое беспокойство и дискомфорт, которые испытывал, находясь на субмарине. О том, что что-то не так, начальству поведал внешний вид молодого морячка. После погружения все увидели, что черноволосый парень превратился в белого как лунь старика. Юношу тут же высадили на большую землю, госпитализировали. Александр Черкасов и пожар на судне пережил. За четыре дня до всплытия и возвращения на базу неправильная эксплуатация оборудования одним из сослуживцев привела к возгоранию в отсеке. Пожар удалось вовремя локализовать и ликвидировать. Ну а в остальном служебные будни у матроса Черкасова проходили в обычном режиме. Плавали далеко от дома, пересекая под водой не один океан, вплоть до берегов Америки и обратно.

По возвращении домой у Александра были мысли продолжить службу. Он и приглашение от начальства получил официальное. Да только свои коррективы в жизненные планы внесла любовь к интересной девушке Татьяне. И ради личного счастья море пришлось "отодвинуть". Было это тридцать лет назад.

Александр Бугаков, Юрий Линев и Александр Черкасов в день принятия присяги

Сегодня у Александра и Татьяны Черкасовых двое детей, от которых есть уже внуки. Трудится Александр Васильевич машинистом на локомотиве. Работу свою любит. Она совершенная противоположность тому, чему он в молодости хотел посвятить жизнь. За штурвалом локомотива, из кабины машиниста, мир виден во всех его ярких красках. Под ритмичный стук колес одно время года сменяет другое, набухают пушистые почки вербы, облетает кудрявая липа, занимается алый рассвет, всходит первая звезда... И впереди много километров извилистой железной дороги. Кстати, стать машинистом его побудил тот факт, что супруга Татьяна была из династии железнодорожников.

Ответственность и преданность выбранной профессии помогли Александру Васильевичу достичь определенных высот в своей работе. Он удостоен знака "За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 километров". Продолжателем семейной традиции стал сын Алексей, тоже железнодорожник и машинист. Как в молодости Александра Васильевича манил океан, радовало возвращение домой после долгого плавания в морских глубинах, так и сегодня он любит уезжать, а потом возвращаться туда, где ему всегда рады и ждут. Наверное, это и есть настоящее счастье.

Рубрика: Разное

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: