X

Select for category

Игорь Артамонов провел сегодня заседание антинаркотической комиссии

Далее

Заседание антинаркотической комиссии в Липецкой области провел сегодня глава региона Игорь Артамонов. Рабочая встреча прошла с участием заместителей главы региона, руководителей территориальных органов федеральных органов…

Спасатели напоминают об опасности купания в необорудованных местах

Далее

Главное управление МЧС России по Липецкой области напоминает, что для безопасного летнего отдыха на воде нужно знать и соблюдать правила, которые помогут предотвратить трагедии, которых,…

Вакцинация населения

Далее

Уважаемые жители и гости Грязинского района!Для удобства жителей и представителей трудовых коллективов в микрорайонах города Грязи будет работать передвижной мобильный комплекс ГУЗ «Грязинская ЦРБ» ,…

Современно, безопасно, красиво

Далее

В 1998 году в городе Грязи начала работать новая автостанция. Современное архитектурное сооружение на привокзальной площади пришло на смену полусгнившему вагончику, где долгое время находилась…

Дарить надежду на спасение

Далее

Грязинец Вячеслав Викторович Вирясов первый раз стал донором в 1987 году, когда родилась его дочь, приняв известные в нашей стране рекомендации для каждого молодого папы….

Главная / Разное / Мастер золотые руки

Мастер золотые руки

А по профессии — учитель

У Нины Алексеевны Мещеряковой, учителя технологии средней школы № 5, озаренное лицо человека, который ждет от уроков, от встреч с детьми необыкновенно прекрасных минут.

— За лето мои девчонки изменились, — говорит она мне, пока не пришли на урок шестиклассницы. — Я постараюсь найти ту единственную интонацию, которая свяжет наши сердца.

И тут же: — Мы, учителя, 1 сентября, тоже пришли другие. А к концу учебного года в нас проснется еще что-то новое. Внешне все буднично: уроки, уроки, а по сути своей, что ни день, то праздник, — соучаствуешь в сотворении личности, растишь человека…

— Как вы восприняли основные идеи областной педагогической видеоконференции? — с этого вопроса я решила начать наш разговор.

— Мне близок тезис доклада начальника управления образования о том, что воспитание и труд нужно вернуть в школу. На уроках технологии, например, ученики, действительно стали меньше работать руками, в то время как ручной труд воспитывает. Ребенок что-то делает, кажется, ничего особенного не происходит. Но ведь это далеко не так. Практические занятия прекрасно дисциплинируют, развивают усидчивость, терпение, прилежание, формируют образное мышление… Я чувствую, как дети, занятые делом, преображаются. Поэтому правильнее было бы найти верное соотношение между практическими и теоретическими уроками. Пока программа по предмету отводит большое количество часов на теорию. Совсем без теории не обойтись. Моим старшеклассникам интересны многие уроки, в том числе профориентации. Ребята с удовольствием занимаются проектной деятельностью.

Нина Алексеевна предлагает посмотреть детские проекты.

На титульных листах читаю название тем: «Влияние алкоголя и наркотиков на развитие генотипа человека», «Хлеб — всему голова», «Маркетинг», «Сударыня Масленица», «Храмы святой Руси», «История грязинского пищевого комбината»…

— Нина Алексеевна, диапазон изучаемого весьма обширен, девочек интересует не только рукоделие, и при всем при этом вам удается руководить всеми проектами.

— Чтобы иметь право учить, учусь сама. У коллег на семинарах и на курсах, у своих учеников. Уроки технологии — это уроки жизни.

Жизнь без творчества немыслима. Нина Алексеевна и ее воспитанницы живут в одной ауре.

В мастерской — кабинете технологии — чувствуешь себя по-особенному оттого, что висят на стенах занятные вещицы, представляющие целый мир, населенный сказочными, причудливыми, фантастическими образами. Одна из совместных работ — аппликация «Три девицы под окном» — исполнена в технике пэчворка и воспринимается как чудесная игра с кусочками тканей, красками, нитками.

Хозяйка мастерской радуется каждому удачно подобранному лоскутку материи или верно сделанному стежку, каждому, пусть небольшому, но успеху ребенка во всем, что бы он ни делал.

Дети выражают себя в вышивке, вязании, шитье, макраме, аппликации… Третьеклассницы всего за 15 минут такие игрушечки-куклы сотворили из кусочков лоскуточков!..

Из шкафа извлекаются иные ученические поделки, выполненные из различных материалов. С первого взгляда и не поймешь, что за техника использована. Кто слышал о такой, как декупаж?.. Так называется декоративное оформление изделий из бумаги.

Держу в руках вышивку двойной гладью, с изнанки — ни одного узелка. Мастерски связаны крючком вещицы для малыша. Ришелье на полотенце настолько тонкая работа, что не отличишь от выполненной на швейной машинке.

— В рукоделии, как и в любом ремесле, бесспорно, надо иметь вагон терпения, но главное — другое. Кончиком иглы должна управлять не рука, а душа. Только в этом случае рождается действительно стоящая вещь.

Основной секрет творчества раскрыт. Мне предоставляется возможность заглянуть в портфолио учителя высшей категории Нины Алексеевны Мещеряковой, в ее методическую, творческую копилку. Вот где знакомишься с творениями Мастера, изображенными на фотокопиях! Вышитые картины участвовали в областных выставках декоративно-прикладного искусства, а имя их автора занесено в книгу «Славные сыны Отечества»,вышедшую в липецком издательстве еще к 60-летию Победы.

Представляется, что учитель умеет все.

— Чего не умею, так это батик, — говорит Нина Алексеевна. — Хочу научиться росписи по шелковой ткани красками.

Все остальные художественно-прикладные виды декоративного творчества ею освоены в совершенстве. Работа кропотливейшая! Зато в результате — полное впечатление, что видишь редкостное богатство произведений искусства.

Сколько Нина Алексеевна помнит себя, она все время что-нибудь вышивала, шила, вязала. Увлечение рукоделием пришло к ней неожиданно и… закономерно. По мнению мастерицы, все дело в родовой памяти. Дед по отцовской линии был портной. Один из его сыновей, проживая в Москве, слыл мастером своего дела, знаменитым портным. И отец Нины Алексеевны после того как ушел на пенсию, к удивлению дочери, занялся портняжным искусством. Ни с того ни с сего взял и сшил себе шапку-ушанку.

Школьницей Нина поражалась мастерству родного дяди: брался за любую работу — делал мебель, шил сапоги, изготавливал балалайки и гармошки, дома строил… Нина спросила : «Как это так у тебя все получается?» И рассказал дядя про соседа, деревенского мужика-умельца, известного во всей их округе. Он-то и заставил взглянуть на себя иначе: а разве мне не по силам что-нибудь смастерить? Оказалось, вполне по силам.

Подобно своему дяде и Нина Алексеевна не раз сталкивалась в жизни с удивительными людьми. Пришла в гости к пожилой учительнице — заметила на стене ковер, ни у кого такой изысканный не встречала. «Все просто, — пояснила бабушка восьмидесяти лет. — Ковер я сама вышила. Как ушла на пенсию, так и села за вышивку».

Вспомнился тогда Нине Алексеевне дядин рассказ. Нашла она время на то, чтобы научиться вышивать картины.

— Для всего нужно желание, если есть оно — смело беритесь за дело, — советует начинающим.

В этом году у Мастера четыре кружка: «В гостях у Марии-искусницы», «Рукодельница», «Мастерица», «Студия моды». Источник вдохновения — дети. С ними учитель снова отправилась в творческий полет. Одиннадцатиклассницы, радостные, уже в первый день сентября прибегали в мастерскую: «Нина Алексеевна, чем будем заниматься?..»

— Замыслов всегда много, — делится со мной. — Часто начинаешь работу с одной идеей, а к концу — рождается множество идей. В творческом содружестве с коллегами — Светланой Васильевной Бересток, Екатериной Викторовной Хрипуновой проводим наши интегрированные внеклассные мероприятия.

Старшеклассниц школы № 5 в костюмах пушкинской эпохи мне доводилось видеть дефилирующими на сцене в школьном шоу-спектакле, но не на улице. А по улице они шествовали в день рождения гениального поэта. Прохожие оглядывались, сраженные дыханием глубокой старины. Пышные юбки, яркие цветовые гаммы, шляпки на барышнях, словно прибывших из века девятнадцатого.

Сшитые ученицами модели (раз в год проходит показ коллекции одежды) я с огромным интересом рассматриваю в соседней с кабинетом технологии комнате. Фольклорные костюмы, современные модели украшает вышивка «Гжель», «Хохлома», «Полевые цветы».

Действительно трудно научить тому, чего не умеешь делать сам. И как это важно — воспитывать юное поколение на традициях русской национальной культуры.

Восемнадцать лет школьному музею народного быта. Основала его Нина Алексеевна.

«Посмотри на эту кофточку, я в ней венчалась», — сказала ей однажды бабушка, доставшая заветную вещицу из сундука. Посмотрела внучка — что-то в ней пробудилось, решила собрать коллекцию старинной одежды. По домам походила, понасобирала столько всего… Принесла в школу, так и родился музей. Экспонаты все прибавляются. Среди новых — настоящая медная керосинка, шаль и крепдешиновое платье послевоенных лет. Среди того, что запомнилось ребятам из других школ района, — свадебная мужская рубаха, веселое семейство кукол, одетых так, как одевались женщины липецкого уезда Воронежской губернии в конце XIX века. Иной мальчик подержит в руках утюжок, и этого окажется достаточно для того, чтобы почувствовать атмосферу веков минувших.

С той же одержимостью Нина Алексеевна помогала в создании музея Боевой славы: приносила экспонаты, оформляла экспозиции. «Раскрутить» ребят на хорошее дело ей легко — детей ведет за собой педагог с горящими глазами, человек увлеченный, творческий.

Выпускница школы пришла к Мастеру за помощью: «Вышиваю свадебное платье, помогите рисунок подобрать». Подобрали, перелистав кучу журналов, заглянули и в Интернет.

Современные образовательные технологии на уроках — дело привычное. Мультимедийные презентации с успехом проводят ученицы Нины Алексеевны. Ей, в свою очередь, осталось освоить интерактивную доску в классе информационных технологий. От новых учительских идей дети будут в восторге.

***
фото: Жизнь без творчества немыслима. Нина Алексеевна и ее воспитанницы живут в созидающей ауре.;Жизнь без творчества немыслима. Нина Алексеевна и ее воспитанницы живут в созидающей ауре.;Жизнь без творчества немыслима. Нина Алексеевна и ее воспитанницы живут в созидающей ауре.;Жизнь без творчества немыслима. Нина Алексеевна и ее воспитанницы живут в созидающей ауре.;Детские работы приносят радость и учителю;Детские работы приносят радость и учителю

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта