С чего начинался город | Газета "Грязинские известия"Газета "Грязинские известия"
X

▼  
USD 
66.3772
▼  
EUR 
75.2253
Районная газета Грязинского района Липецкой области. Издаётся с 20 сентября 1930 г.
сейчас:
Свежий номер газеты:
11 августа
2018  г.
№ 091
(12481)
С чего начинался город
№  87 (12477)   02 августа 2018 года   
Автор: Виктор Вакуленко
 61

150 лет прошло со дня строительства железнодорожного узла Грязи

В Воронеже 29 января 1868 года (даты по Юлианскому календарю) торжествами, продолжавшимися всю вторую половину дня и до 6 часов утра, отпраздновали завершение строительства Козловско-Воронежской железной дороги, давшей начало новой эпохе в жизни региона.

Строительство дороги также "породило" на ней и 9 станций, в числе которых была станция Грязи, вокруг которой быстро вырос поселок.

Станция Грязи, конец 60-х годов XIX века

Читая пояснительную записку, в которой описаны первоначальные намерения по строительству линии, находим в ней строки: "...Третья станция Грязи расположена в открытом месте между реками Байгора и Матыра в расстоянии 54 верст от г. Козлова, здесь будут устроены пассажирское здание 2-го класса, локомотивный сарай для 4-х локомотивов с железными стропилами, полное водоснабжение из реки Бай-горы с наружным гидравлическим краном и открытая и крытая товарные платформы в потребном количестве". В разделе "Искусственные сооружения" обозначен "мост через реку Матыру в расстоянии 3-х верст от станции Грязи".

Это с большой долей уверенности позволяет предположить, что первоначально дорогу планировалось проложить восточнее существующей, а станцию - ближе к Бай-горе и дальше на юг от Матыры.

Записка представлялась для обоснования просьбы выдать концессию на строительство и показывала общие намерения.

В ходе же реализации проекта он был несколько изменен, в том числе вместо 7 станций стало 9, а местоположение Грязей стало соответствовать нынешним Грязям-Воронежским.

Основной капитал созданного для строительства Акционерного общества, определенный в 12,495 млн. рублей серебром, образовался путем выпуска акций и облигаций под гарантию правительства обеспечить на них 5% чистого дохода и 0,1% погашения в год.

То есть, если при эксплуатации дороги Общество не обеспечивало выплату этих процентов из прибыли, то государство субсидировало его на недостающую сумму. Но такое субсидирование не было безвозмездным. При выходе на достаточный уровень прибыльности Общество обязывалось возместить эти суммы с 5-процентным в год на них начетом, направляя на это "половину излишка чистой прибыли".

Организация новой дороги было делом дорогостоящим.

Чтобы ощутить величину её капитала, отметим, что все государственные расходы Российской империи в 1866 году составили 401 млн. рублей. Таким образом, стоимость дороги эквивалентна 3% этой суммы. Для государства величина значительная. Это и явилось причиной того, что в 60-е годы XIX века - годы бурного развития железных дорог в России, создавались они в большинстве своем как акционерные общества.

Разные источники называют разные даты начала работ.

Часто можно встретить упоминание о том, что строительство шло менее года. Приводится и более конкретный срок в 8 месяцев и так далее.

Но вся эта информация -не официальная.

В изданном в 1867 году департаментом железных дорог "Сборнике о железных дорогах в России" написано: "к работам приступлено осенью 1866 года". Видимо, это и следует считать правильным.

А вот дата окончания не вызывает разночтений - 29 января 1868 года в Воронеже состоялись торжества по случаю открытия новой дороги, а с 1 февраля по ней открылось регулярное движение пассажирских и товарных поездов.

Столичный корреспондент, побывавший на праздновании и ехавший на него в первом "гостевом" поезде, так отозвался о нашей станции: "На станции Грязи станционное здание большое, двухэтажное. Сама станция и все принадлежности очень красивы". Глядя на сохранившиеся фотографии нельзя не согласиться с ним.

Мост через Матыру, конец 60-х годов XIX века

Сопоставив расписания пассажирских поездов на нашей и соседних дорогах в следующем 1869 году, увидим предоставленную возможность жителю Воронежа добраться до Москвы.

Отправиться он должен был из Воронежа в 10 часов 50 минут и прибыть в Козлов (напомним, что ныне это - Мичуринск) в 18 часов 15 минут. То есть путешествие по вновь открытой дороге занимало 7 часов 25 минут. Из них путь от Воронежа до Грязей составлял чуть больше 5 часов.

По договоренности между дорогами состав приходил на станцию Козлов соседней Рязанско-Козловской железной дороги (ныне - Мичуринск-Уральский), где следовало сделать пересадку на отходящий в 19 часов 22 минуты поезд в Рязань. По прибытии туда в 3 часа ночи вновь пересесть на отправляющийся в Москву в 4 часа утра поезд, который и доставил бы в Москву в 23 часа 15 минут.

То есть вся поездка с двумя пересадками продолжалась 36 с половиной часов.

Первоначально пассажирские поезда ходили один раз в сутки. Поскольку дорога была однопутной, они разъезжались на станции Муравьевской (ныне Избердей), а с 20 июля - на станции Грязи, что выделяло её среди других.

Но не только это делало Грязи весьма значимой станцией.

Она согласно схеме развития железных дорог России находилась на пересечении двух важных направлений: от Москвы к угольным шахтам Ростовского региона и Северному Кавказу, а от Царицына (ныне Волгоград), города на важнейшей водной магистрали - Волге, к Орлу и далее к портам Балтийского моря и железным дорогам Западной Eвропы.

Поэтому уже в том же 1868 году 30 августа было открыто движение от Eльца до Грязей по новой Орловско-Грязинской, а в 1869 году - по первому участку Грязи-Царицынской железным дорогам.

Тогда же рассматривался и план строительства железной дороги от Тамбова до Грязей, признанный весьма перспективным. Однако конкурс выиграл проект Тамбовского и Козловского земств, соединивший соответствующие два города.

Прошло 150 лет.

Там, где когда-то было чистое поле, вырос целый город Грязи.

Многое он пережил за эти годы. Не просто сложилась и судьба его железнодорожного узла.

Но по-прежнему и жизнь, и память многих поколений грязинцев тесно связаны с железной дорогой.

Рубрика: Разное

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: