X

►  
USD 
►  
EUR 
12+
Районная газета Грязинского района Липецкой области. Издаётся с 20 сентября 1930 г.
сейчас:
Свежий номер газеты:
11 декабря
2018  г.
№ 147
(12537)
Заглянем в историю
№  143 (12533)   04 декабря 2018 года   
Автор: Серафим Соколиков, Виктор Тонких, Светлана Архип
 59

80 лет назад поселок Грязи был преобразован в город Грязи

У истоков

С отменой крепостного права Россия быстрыми темпами "становилась на рельсы". В апреле 1866 года на заседании Совета министров Российской империи было решено построить 14 крупных железных дорог. В их числе находилась и Козлово-Воронежская магистраль, которая в районе деревеньки Дмитриевки пролегла через наши места, дав в 1868 году начало станции Грязи и одноименному жилому поселку.

Грязи. Площадь Осоавиахима, 1969 год

В 1883 году по проекту, одобренному императором Александром Вторым (Освободителем), здесь был возведен новый железнодорожный вокзал, ставший достопримечательностью Ю-В ж. д. "Грязи - одна из лучших станций российских железных дорог, - говорится в очерке писателя А. С. Толстова. - Зал 1 и 2 классов высокий, в два света, с зеркальными простенками... Утром и вечером здесь сходятся по нескольку поездов. Шум, толкотня, постоянные звонки, выкрикивания сторожей: "В Козлов, Ряжск, Рязань, Москву -пожалуйте садиться..."

Вместе со станцией рос и поселок. В 1889 году корреспондент петербургской земледельческой газеты "Новое время", издававшейся по Высочайшему повелению, с удивлением писал в своей статье: "Там, на месте прежней степи, целый городок с прекрасными зданиями..."

Промышленность в Грязях стала зарождаться в 70-х годах 19-го столетия, а к концу века в поселке уже действовали два известковых завода липецких купцов-меценатов Расторгуевых; паровой маслобойный завод потомственных граждан Улановых; лесопильный завод и шпалопропиточный, выпускавший до 2000 шпал в сутки; образцовая скотобойня, построенная на деньги правительства, первым арендатором которой являлся англичанин Джеймс Кок.

Въезд в город, 1969 год

Крупнейшим промышленным заведением Грязей того времени считался механический завод инженера-предпринимателя Г. П. Старженецкого-Лаппы, специализировавшийся на выпуске мостовых ферм.

К 1912 году промышленность поселка "приросла" крупнейшим в Российской империи элеватором на 1700 тысяч пудов "тяжелого" зерна и с вместительными нефтехранилищами товарищества "БР. НОБEЛЬ". Все это дало возможность Грязям успешно соперничать с уездным Липецком: промышленные заведения поселка имели обороты свыше 1800 тыс. рублей, а центра уезда - лишь 1035 тыс. рублей.

В преддверии Смуты

В декабре 1905 года в поселке Грязи началась забастовка на железнодорожном узле, продолжавшаяся несколько дней.

В Первую мировую войну были созданы два специальных лечебных учреждения: лазарет Грязинского комитета по оказанию помощи раненым и частный лазарет князя А. М. Волконского.

Жители поселка вносили денежные пожертвования на нужды русской армии. Машинисты железнодорожного узла активно участвовали в перевозке "живой силы", боеприпасов и продовольствия.

В огне Гражданской войны

В 1918 году по России покатилось огненное колесо Гражданской войны, опалившее и нашу малую родину.

Десятого августа 4-й Донской корпус генерала-лейтенанта К. К. Мамонтова, насчитывающий девять тысяч сабель и две тысячи штыков, прорвал фронт красных в районе Новохоперска и устремился на север.

Во второй половине августа донцы взяли Тамбов и Козлов, а затем вступили на территорию нынешней Липецкой области. Пользуясь внезапностью нападения и превосходством в силах, они заняли Раненбург, Доброе, Лебедянь, Eлец, Задонск, Усмань. Шестого октября одна из трех колонн мамонтовцев ворвалась в Грязи.

Отец летчика-штурмовика Героя Советского Союза Анатолия Александровича Калачева Александр Филиппович Калачев, проработавший в привокзальном ресторане "Дорожный" 44 года, вспоминал, что белоказаки въезжали на конях в здание вокзала и "забавлялись" тем, что расстреливали из револьверов и винтовок большие зеркала и живописные полотна на стенах.

В буднях великих строек

После окончания очередной Смуты за короткое время были восстановлены многие промышленные предприятия, вступили в строй кирпичный, хлебопекарный заводы, спиртзавод и птицекомбинат, мастерские по ремонту двигателей внутреннего сгорания, государственная мельница, несколько местных электростанций.

Подлинный экономический бум переживал в годы первых пятилеток железнодорожный узел.

4 декабря 1938 года был опубликован Указ за подписью Председателя Верховного Совета РСФСР Бадаева. В нем говорилось: "Преобразовать рабочий поселок Грязи Грязинского района Воронежской области в город, сохранив за ним прежнее название. Включить в городскую черту города Грязи селение Таволжанку и подчинить Грязинскому городскому Совету в административно-хозяйственном отношении селение Сеченовку... "

Вставай, страна огромная!

Тысячи уроженцев Грязей сражались с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах Великой Отечественной войны -от Черного моря до Белого. Двое старших земляков: летчик-штурмовик А. А. Калачев и командир стрелкового взвода И. В. Шкатов - удостоены высшего воинского отличия. Судьбы Героев Советского Союза Н. Д. Валяева, В. Т. Митрошина, П. Д. Просветова и А. М. Топольского также неразрывно связаны с Грязями.

Золотыми буквами в летопись Великой Отечественной вписан подвиг тружеников железнодорожного узла.

Особенно интенсивно узел работал в дни Сталинградской и Курской битв, когда Ю-В ж. д. являлась основной "артерией", питавшей войска наших фронтов. По воспоминаниям ветерана-железнодорожника Н. И. Давыдова, составы шли тогда через Грязи беспрерывно, "затылок в затылок".

Железнодорожники изготавливали для действующей армии мины, гранаты, "хомуты" для авиабомб, холодное оружие для бойцов партизанских отрядов, полевые радиостанции, армейские котлы, окопные печи, собирали денежные средства в Фонд обороны. В полосе Брянского фронта успешно действовал бронепоезд, поставленный Красной Армии тружениками узла.

Перекидной мост

В 1933 году над железнодорожными путями ст. Грязи - Воронежские для безопасного передвижения жителей был построен перекидной мост, имевший выход на железнодорожный вокзал "островного" типа. Общая длина моста составляла 150 метров. Eго несущая часть крепилась на восьми опорах, которые опирались на мощные фундаментные подушки, выполненные из красного кирпича. Опоры и несущие пролеты были выполнены из рельс, соединенных между собой с помощью заклепок, на шейках некоторых рельсов читались надписи "Южное Российское Товарищество Новороссийск 1905 г.". Ширина пешеходной части моста с деревянным настилом составляла 1,5 метра. Мост пережил бомбежки. Послевоенные пятилетки характеризовались бурным ростом промышленности, сельского хозяйства и развитием железнодорожного узла. Однако мост всегда был ухожен, в зимнее время очищался от снега и наледи.

Перекидной мост, 1978 год

Из дневника начальника ст. Грязи - Воронежские Петра Иосифовича Денке: "Во время электрификации в 1962 году несущие части моста были подняты над путями парков на 1,5 метра, так как не соответствовали размерам габарита по высоте подвески контактного провода, и мост получился с двумя горбами по краям и седловиной посередине над багажным отделением. Поднятие пролетов моста производилось с 0 часов и до четырех часов утра кранами восстановительного поезда ст. Грязи".

На пролеты пешеходного моста были подвешены провода контактной подвески с напряжением 27,5 тыс. вольт. Металлические детали моста перестали обслуживать, то есть удалять ржавчину, производить окраску. Все это надо было производить со снятием напряжения в сети, но при интенсивном движении грузовых, пассажирских и пригородных поездов сделать это было невозможно. Состояние моста ухудшалось. В 1964 году через Грязи пошли поезда на электрической тяге, в 1965 году в обращение были введены электрички, что резко увеличило пассажиропоток, особенно в рыночные дни. Во всей округе базары в 6070 годы собирались только в Грязях. Перекидной мост над путями не стал обеспечивать пропускную способность прохода по нему людей. И началась работа над проектом строительства тоннеля.

О достопримечательностях

Грязи - самый молодой город земли липецкой, но, несмотря на это, нам есть чем гордиться, например, достопримечательностями, которые отображают исторические события, многие из них связаны с Великой Отечественной войной.

Памятник «Катюша», г. Грязи, 2018 год

8 мая 1985 года на пересечении улиц Советской и Крылова был установлен памятник в честь легендарного земляка, командира первой батареи реактивной артиллерии Героя Российской Федерации И. А. Флерова. Макет знаменитой реактивной установки БМ-13 был привезен из города Ржева (интересно, что до Грязей боевая машина добралась своим ходом). Памятник возведен по инициативе участника Великой Отечественной войны Анатолия Ивановича Тимофеева.

Совсем недавно возле памятника легендарной "Катюши" благоустроен сквер.

В 1998-м в районе автовокзала установили настоящий паровоз - это памятник паровозу-труженику, перевозившему хозяйственные грузы в годы войны.

Рубрика: Разное

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: