- Разное

Фронтовые дороги отца

МОЙ отец, Алексей Александрович Сухов, участник Великой Отечественной войны, с сентября 1947 года проживал на станции Грязи-Орловские, куда переехал на родину жены вместе с семьёй из Тамбовской области.

До пенсии работал на мотовозоремонтном заводе мастером и начальником ОТК.

На военной дороге. Алексей Сухов (справа) со своим товарищем

О войне вспоминать не любил, говорил, что это тяжёлый физический и моральный труд. Всё, о чём хочу рассказать, сохранилось у меня в черновиках, сделанных рукою отца по просьбе учеников школы № 54 (№ 10) для школьного музея.

До войны отец работал учителем немецкого языка в Ново-Никольской неполной средней школе Полетаевского района Тамбовской области. В сентябре 1939 года был призван на службу в ряды Советской Армии.

Так начались его солдатские дороги. Служил в 48-й автобронетанковой бригаде сначала в Старой Руссе, потом под Ленинградом, в городе Старый Петергоф. Их бригаду готовили к участию в финской войне (обучили профессии шофёра, чуть позже — танкиста). Но война, к счастью, закончилась.

Отца вместе с группой шофёров послали в Алтайский край на станцию Рубцовка за получением новых автомашин. Началась Великая Отечественная. По возвращении с Алтая, до декабря 1941 года, находился на службе в Старом Петергофе. Здесь был сформирован 777-й отдельный автотранспортный батальон и передан 52-й армии Первого Украинского фронта (до переименования Воронежского), в котором мой отец служил до конца войны. В их батальоне находился на службе сын генерала Панфилова, Василий.

Батальон участвовал в освобождении города Воронежа, форсировал Днепр. Затем освобождал от фашистских захватчиков Румынию, Польшу, Чехословакию, Германию. Рассказывал отец о том, за что был награждён медалью «За отвагу». Получив задание командования на переброску боеприпасов на автомашинах к передней линии фронта, группа из 10 машин, в которой находился и он, в назначенном месте погрузила боеприпасы (это было в конце ноября — начале декабря 1943 года). Лёд на реке Волхове казался крепким. Но когда колонна двинулась, то одна из машин стала уходить под лёд. Шофёр успел выскочить, а машину спасти не смогли. Трое шофёров, в их числе и отец, бросились в воду, чтобы вытащить ящики с боеприпасами. За считанные минуты, забыв о ледяной воде, они разгрузили машину почти полностью. На помощь пришли ещё двое солдат, и разгрузка была завершена. Боеприпасы были вовремя доставлены на передовую. За эти смелые и решительные действия все участники операции, в том числе и отец, были отмечены медалями «За отвагу».

День Победы он встретил в Германии, но после войны не сразу был демобилизован. Домой вернулся в конце ноября 1945 года, где его ждал пятилетний сын, ни разу не видевший отца.

После войны работал учителем физкультуры в Сергиевской начальной школе, учителем немецкого языка в Тараксинской семилетней школе Тамбовской области. Затем переехал в Грязи. Он всегда с нетерпением ждал праздник 9-е Мая. Мотовозоремонтный завод проводил торжества в Таволжанке, в районе кладбища. Пока хватало сил, отец был в первых рядах. Увлекался фотографией, память о Днях Победы хранится в семейном альбоме. Гордился тем, что его поздравляли школьники, администрация и профсоюзный комитет завода.

Судьба подарила ему 91 год жизни.

Светлая ему память.

Нина АКСЕНОВА.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: