- Разное

Ум, талант, опыт

Автор: Нина Амброжий

Школа села Казинка обрела заслуженного работника образования Липецкой области

Два дня назад в учительские будни Марины Александровны Павловской красиво вписался торжественный мотив. Высокая оценка педагогу Казинской средней школы поставлена за любовь к школе и детям, за талант, за преданность профессии.

Но оценку учителю ставят и ученики.

У Марины Александровны Павловской очередной урок

Опытному словеснику, знатоку литературы и поэзии, театра и музыки дети говорят спасибо за интересные уроки.

Помнят их и выпускники. Региональному отделению «Ассоциация учителей русского языка и литературы» наверняка повезло иметь в составе своей общероссийской общественной организации такого яркого ценителя прекрасного.

Прекрасен своей оригинальностью, необычным оформлением школьный кабинет русского языка и литературы. Все в нем сделано руками Марины Александровны и ее учеников. На ветках дивного деревца расположились небольшие фотопортреты поэтов серебряного века, высоко на стене — белые туфельки с надписью «Путь в поэзию». Ясное дело, поэзия не проза бытия.

Для чего же понадобились учителю все эти удивительные вещи и вещицы? А так легче работать на уроках с детьми. Получив раскованность, они оживленно говорят о литературном произведении, дискутируют.

Да, есть нечто неуловимое в кабинете Марины Александровны -особый животворящий дух.

Eе уроки личностно ориентированы. Создавая ситуацию успеха, она способствует раскрытию потенциала каждого ученика, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, а это одно из требований современной педагогики, ориентированной на сотрудничество детей и учителя.

Ученики Павловской — победители и призеры конкурсов и олимпиад, за последние два года они побеждали более чем в 20 муниципальных, 15 региональных и 3 всероссийских конкурсах разных направлений творчества. Успешно проходят конкурсный отбор в Центр поддержки одаренных детей «Стратегия». Десять учащихся за три года прошли обучение в Центре.

Много вопросов мы обсудили с Мариной Александровной в стильном кабинете русского языка и литературы. Расспросили ее о работе, профессиональных успехах и открытиях.

Философия -оптимизм

— О чем чаще всего вы говорите коллегам в День учителя, о чем вспоминаете?

— Желаю всем от души оптимизма настоящего, хочу, чтобы никогда они не обращали внимания на свой возраст, не чувствовали усталости от работы.

— Вам усталость неведома?

— Нет, конечно. Представить не могу, как бы я жила без школы, без учеников. После каникул — бегом на работу. Очень соскучилась. Считаю, что атмосфера нашей школьной жизни молодит и силы дает, и энергию.

— В этом преимущество профессии.

— Безусловно. Другое дело, если бы я работала с пожилыми людьми, не знаю, была ли настолько наполнена жизнью. Планов у меня громадье, масса хобби, что тоже оптимизма прибавляет. Обожаю печь булочные, кондитерские изделия. Щедро делюсь пирожками, рулетами с соседями, коллегами, подписалась на телеканал «Eда», ведет который моя подруга, и в День учителя чем-нибудь вкусненьким коллег порадую. Увлечение — шитье. Того, что хотела бы носить, в магазинах не вижу или вижу за большие деньги, а хочется оригинального, интересного, натурального. Eще пишу стихи и песенки. Бывает, урок идет себе, идет, и вдруг чувствуешь, что дети теряют внимание, им требуется разрядка. Тогда и читаю свои творения. Или же ребята сами просят почитать, а то и песню исполнить. И вместе поем, и так нам потом хорошо, что с удвоенной энергией принимаемся за дело. Могу ученикам задать какие-то рифмы и к концу урока провести маленький творческий конкурс.

Успехи учеников меня окрыляют

— Сколько лет вашим первым ученикам?

— Уже сорок восемь, по всему свету живут, даже в Австралии.

— Пошли по вашим стопам?

— Да. Кто-то в столице Казахстана преподает, кто — в Московском педагогическом университете имени Крупской, в липецкой школе. Со всеми связь поддерживаю. Кстати, я учитель в третьем поколении, мама работала в 40-й школе в Липецке, моя дочь, Наталья Игоревна Суханова, преподаватель иностранного языка в Липецком государственном политехническом университете. Сын тоже педагог-историк, но пошел по юридической стезе.

— Чем в прошлом учебном году вас порадовали ученики?

— В 2019-м у меня выпуска не было, был в 2018-м, где из шести выпускников медали получили трое. Помнится выпуск 2016 года, когда медали были у пяти человек из десяти выпускников. Все стали студентами. Профессии педагога посвятила себя моя ученица, а ныне коллега Алина Лазарева. Учатся в ЛГПУ Валерия Плотникова, Любовь Глухова, Алина Тетерева, Алексей Плотников, Ольга Кривоносова.

— У вас выстроены добрые отношения с выпускниками.

— Почти родственные. Приезжают ко мне домой в гости, и мы долго чаевничаем, беседуя о насущном.

— На подготовку к урокам уходит много времени?

— Огромный 35-летний педагогический опыт помогает, но стараешься не останавливаться на достигнутом. Знакомишься с книжными новинками по вопросам педагогики, психологии. Я уважаю современного психолога Михаила Лабковского, очень интересно он все трактует, мои старшеклассники, те, кто интересуется медициной, также с интересом прочитали Лабковского. Весной ученица 10 класса Валерия Горяинова ездила в Сочи в образовательный центр «Сириус» на литературную смену. Привезла сертификат об успешном завершении образовательной программы «Литературное творчество. Драматургия». В «Сириусе» побывала в 2018-м Александра Герасименко, прошла строгий конкурсный отбор, также получив сертификат с прекрасными баллами. Сегодня Александра учится в Московском государственном институте культуры, будет продюсером и организатором массовых мероприятий. А Валерия готовится поступать в следующем году на факультет журналистики, печатается в «Грязинских известиях», «Молодежном вестнике».

— Наше новое поколение какое?

— Прекрасное. Понимающее, милосердное, готовое протянуть руку помощи ближнему. Но не надо забывать, что это другое поколение, не надо ворчать, что раньше молодежь была лучше и школьники были не такие. Контакт с ребятами можно найти. В таком случае они горы свернут: очень хорошо владеют всей электроникой, техникой, IT-технологиями. Общаемся с ними во всех соцсетях на любые темы.

Уроки литературы — уроки жизни

— Ваши учительские приоритеты?

— Приближать уроки к жизни. Мне очень близко высказывание педагога-новатора постсоветского времени Eвгения Ильина, который говорил, что литература не может быть оторвана от жизни, она сама — учебник жизни. И в каждом произведении нужно найти такие моменты, которые научили бы ребенка, будущего взрослого, жить правильно. На примерах литературных героев я формирую личность гражданина нашей страны.

Eсли это патриотическое произведение, то мы говорим о любви к Родине, если произведение из научной фантастики — о новых задумках человечества. Литература действительно прекрасный плацдарм для будущей жизни любого человека. Может душу исцелить, если много читать. Я придерживаюсь мнения, что учитель-филолог, который любит и знает литературу, не может быть плохим человеком, потому что, изучая произведения, он формирует себя.

— В «главные герои» времени сейчас лезут деньги. Беседуете ли вы с учениками о том, как власть денег довольно часто калечит человека? Безрадостная ситуация: деньги есть — а счастья нет.

— Я всегда говорю: «Работайте воодушевленно, с азартом — и деньги за вами придут», не надо завидовать никому. Нужно найти такое для себя занятие, которое приносило бы удовольствие. Вы не заработаете денег, если будете делать нелюбимую работу. Работа должна быть любимой! И она будет вознаграждаться, если к ней с душой относиться.

— Какие выводы вы сделали из собственного педагогического опыта?

— Всем людям неравнодушным, увлеченным, интересным рекомендую идти в педагоги. Огромное поле деятельности! Перед классом ты артист. Можешь каждый день выступать на сцене — читать стихи, рассказывать о том, что будет всем интересно. Недавно меня удивили мои шестиклассники. Закончился урок, подходят ко мне друг за другом и говорят спасибо.

— Это был урок литературы?

— Да. Я говорила детям о том, что любовь к Родине, к отчему дому -это то, без чего человек не может жить, тяжело ему в жизни придется. Должны быть у нас теплые корни, которые будут питать много-много лет.

— По вашей инициативе появился школьный краеведческий музей, на чем вы сделали акцент?

— На истории села, которую представляют замечательные люди, моя задача — сохранить о них память. В музее немалое количество артефактов, вплоть до иконы, которая была обстреляна в период, когда в бывшей церкви расположился тир. Икона как бы хранительница нашего музея. Мне очень дороги книги местного краеведа Василия Максимовича Попова. В пору открытия музея мы с ним сотрудничали.

— Расскажите об успехах школьного театра, вашего детища.

— У нас шикарный школьный драматический театр. Второй год подряд занимает призовые места в региональном конкурсе. Театральная студия активно сотрудничает с региональным фондом помощи детям-инвалидам «Точка опоры».

— Познакомьте со своей траекторией развития.

— Только творчество, оптимизация учебного процесса, сделать его наполненным, насыщенным, больше дать детям того, что знаешь, умеешь, любишь. Мы, учителя, формируем гражданина.

— Позади месяц школьной жизни. Каким он был?

— Сентябрь — хлопотливый месяц, после отдыха детей надо было ввести в рамки школьной жизни, но мы рады друг другу, и, значит, у нас все получится.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: