X

Select for category

Игорь Артамонов провел сегодня заседание антинаркотической комиссии

Далее

Заседание антинаркотической комиссии в Липецкой области провел сегодня глава региона Игорь Артамонов. Рабочая встреча прошла с участием заместителей главы региона, руководителей территориальных органов федеральных органов…

Спасатели напоминают об опасности купания в необорудованных местах

Далее

Главное управление МЧС России по Липецкой области напоминает, что для безопасного летнего отдыха на воде нужно знать и соблюдать правила, которые помогут предотвратить трагедии, которых,…

Вакцинация населения

Далее

Уважаемые жители и гости Грязинского района!Для удобства жителей и представителей трудовых коллективов в микрорайонах города Грязи будет работать передвижной мобильный комплекс ГУЗ «Грязинская ЦРБ» ,…

Современно, безопасно, красиво

Далее

В 1998 году в городе Грязи начала работать новая автостанция. Современное архитектурное сооружение на привокзальной площади пришло на смену полусгнившему вагончику, где долгое время находилась…

Дарить надежду на спасение

Далее

Грязинец Вячеслав Викторович Вирясов первый раз стал донором в 1987 году, когда родилась его дочь, приняв известные в нашей стране рекомендации для каждого молодого папы….

Главная / Разное / Никольский храм в сердце народном

Никольский храм в сердце народном

Из справочной книги по Тамбовской епархии выпуска 1876 года узнаём, что Никольский храм в селе Грязи построен в 1773 году. В 1855 году деревянная церковь была перестроена «тщанием прихожан». Штат — настоятель и два псаломщика. Приход — 1230 душ мужского и 1353 женского пола. Настоятель — священник Алексей Иванович Гроздов, церковный староста — помещик Бартенев.

Простояла деревянная церковь более 120 лет. При ней были похоронены прабабушка нашего знаменитого земляка Петра Ивановича Бартенева, Прасковея Тихоновна Бурцева, её единственный сын, дед Петра Ивановича, Пётр Тимофеевич Бурцев. Здесь в разные годы были совершены погребения многих потомков знаменитого московского архитектора Карла Ивановича Бланка и двух его сыновей — общественного деятеля и литератора — Петра Карловича и Бориса Карловича Бланков и др.

Много интересных сведений можно узнать из метрических книг, которые ежегодно получали наши православные храмы. Из части первой метрической книги, данной из Тамбовской Духовной Консистории в двуштатную Николаевскую церковь села Грязи 4-го Липецкого Благочинненского округа для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1894 год, узнаём, что родилось 375 человек, из части второй — что браком сочетались 49 пар. В третьей части — сведения об умерших, всего 238 человек.

6 ноября 1885 года скоропостижно скончался 37-летний священник Алексей Гроздов, пользовавшийся большой любовью и уважением среди прихожан. В «Тамбовских Епархиальных ведомостях» № 3 за 1886 год читаем: «На днях — именно 6 ноября сего 1886 года скончался один из скромных и безвестных тружеников на поприще пастырской деятельности, священник села Грязей Алексей Иванович Гроздов.

Скончался он ещё в цвете лет и сил, имея отроду не более сорока лет. На должности же священника в селе Грязях состоял только 14 лет. Но и в этот сравнительно короткий срок он много потрудился для блага своих прихожан. Был человеком трезвым, отзывчивым на всё хорошее, добрым семьянином и ревностным пастырем.

Приход села Грязей один из самых больших приходов Тамбовской епархии. Он состоит из нескольких деревень, разбросанных на довольно большие пространства. Кроме того, в состав его входят ещё две значительные железнодорожные станции с многочисленным штатом служащих разного звания и сословия.

Не раз случалось, что целые дни и ночи он должен был разъезжать по разным местностям прихода, пересаживаясь с одной телеги на другую. Отец Алексий находил время и возможность исполнять и другие пастырские обязанности. Он успевал заниматься как устройством школы, так и преподаванием в оной Закона Божия, а также изыскиванием средств для постройки взамен существующего скромного по архитектуре нового величественного, более благолепного и более соответствующего приходу храма.

Прекрасное и удобное, хотя и небольшое помещение для школы как своим устройством, так и средствами существования в оной обязано его заботе и попечению, ровно, как и новозаложенный величественный храм…

Ещё 3 ноября покойный служил литургию и исполнял требы прихожан. Даже вечером 5-го сам совершил таинство крещения, в этот же вечер писал кое-кому письма, беседовал со своими домашними, а в 5 часов его не стало (разрыв изболевшего сердца).

У семьи ничего не осталось, кроме дома, и ещё остался долг кое-кому на 700 рублей. Погребение состоялось 8 ноября. Собрались родные и соседние священники (6 человек). Из города Усмани прибыл протоиерей Василий Иванович Никольский. Бренные останки почившего священниками же перенесены были к могиле, устроенной близ новозаложенного храма, где и погребены. После заупокойного молитвословия в доме, по инициативе ктитора церкви господина Бартенева, предложена была подписка в пользу сирот. За какие-нибудь полчаса она составила 200 рублей серебром. Священник Стефан Пятницкий».

В августе 1888 года к Николаевской церкви перемещён священник Иоанн Серебряков, прослуживший здесь более 11 лет и сделавший много добрых дел для своих прихожан. Но главная его заслуга — строительство нового современного храма. С 6 по 26 августа 1893 года его Преосвященство, Преосвященнейший иероним, Епископ Тамбовский и Шацкий, совершил поездку по Тамбовскому, Козловскому, Лебедянскому и Липецкому уездам с целью обозрения церквей и монастырей. 24 августа он был в Ярлукове, Каменном, в Большом Самовце и в этот же день прибыл в Грязи. Осматривал он и церковные школы этих уездов епархии. Он отметил, что в некоторых приходах при старых храмах выстроены уже новые, каменные, величественные, как в селе Грязи Липецкого уезда.

Окончательно он был отделан и освящён в 1895 году необычайно торжественно в присутствии многочисленных гостей со всей округи. Из трёх престолов главный был освящён в честь Николая Чудотворца, правый — святого Серафима Саровского, а левый не освящённый. В этот же день Церковь Христова празднует память святителя Николая Чудотворца. Праздник отмечался 6 декабря (Никола зимний) по старому стилю. В честь этого праздника с 6 по 13 декабря проводилась ежегодная ярмарка.

«11 августа 1897 года Преосвященнейший Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, прибыл на станцию Грязи и был встречен председателем Липецкого отделения епархиального училищного Совета протоиереем К. И. Чугуновым, уездным наблюдателем церковных школ и настоятелем церкви села Грязи. При входе в храм села Грязи Преосвященнейший был встречен духовенством, крестным ходом. Он обратился к собравшимся с назидательным словом о том, что постигшее нас бедствие (засуха) нужно переносить с глубокой верой в Бога. Его Преосвященство в Никольском храме совершил всенощную. Сослужащими были: ключарь протоиерей М. Г. Озеров, протоиерей местной церкви И. М. Серебряков, уездный наблюдатель церковно-приходских школ священник А.В. Суворов и священник села Большой Самовец С. Д. Пятницкий. Из храма Преосвященнейший заходил в церковную школу, в которой были собраны ученики трёх церковно-приходских школ села Грязи: школы, находящейся при сей церкви, и двух школ, существующих в посёлке Грязи, из них одна женская.

12 августа Преосвященнейший Александр в сослужении вышепоименованных лиц сослужил литургию в церкви с. Грязи, посвящённую имени Святителя Николая».

К октябрю 1917 года в Никольском храме священниками служили Димитрий Федорович Кротков и Петр Тихомиров. Никто, конечно, не мог предположить, что ждёт прихожан, не говоря о священнослужителях, в самое ближайшее время. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Николаевская церковь не могла, конечно, миновать участи трагического 1922 года. 24 марта церковное имущество согласно уже известному постановлению ВЦИК было описано. Вот выдержки из этой описи: «Церковь кирпичная, пятиглавая, с колокольнею и алтарями, которых три, крыта железом, с деревянными полами. Церковь имеет 24 обыкновенных окна и два полукруглых, две боковые двери и одну входную дверь, с водяным отоплением, 8 медных куполов, из них один по весу 208 пудов, второй — 73 пуда 23 фунта, третий — 20 пудов 15 фунтов, а остальные по весу неизвестные. Сторожка каменная, крыта железом, и ограда кругом церкви, в ограде железные ворота с таковой же калиткою».

К сожалению, перечня церковной утвари нет, так как опись обрывается на двух страницах. Нет и списка изъятых предметов из драгоценных металлов. Известно, что икон в золочёных рамах было 16 штук. В церковной библиотеке было 64 экземпляра книг религиозно-православных, клировые ведомости с 1876 года, летопись церкви, два богослужебных круга книг и два деревянных шкафа для богослужебных книг. И опять хвост записи оторван. Не дано нам знать, на какую общую сумму было конфисковано драгоценностей, хотя, возможно, эти сведения хранятся до сих пор. Из других источников известно, что в храме имелось несколько десятков икон в золотых и серебряных рамах, в том числе особо ценных, старинных. Безусловно, это была самая богатая церковь нашего края.

До середины 1937 года прихожане во главе со старым священником Димитрием Кротковым боролись за свой храм. Он давно пустовал, был разорен, что можно, из него было вынесено и вывезено. Было решено отдать его под школу. Но применения ему так и не нашли, хотя пытались это сделать несколько раз. В результате преступной политики по отношению к церкви были уничтожены могилы и надгробия тех, кто заслуживал уважения быть похороненным возле храма. Это были не только священники, но и уважаемые люди, благотворители.

Краевед Е. Н. Ненахов в 90-е годы ушедшего века вспоминал: «Детская память сохранила период, когда этот храм ещё не потерял своей былой красоты и величия. Теперь уже не очень хорошо, но помню его, кладбище и школу, окружённые ажурной оградой, рядом с которой росли красавицы липы и кусты сирени и акации. И тогда ещё удивлялся, как удачно было выбрано место для храма на открытом взгорке, к которому сбегалось несколько сельских улиц. Для нас, мальчишек, было наслаждением любоваться с крылечек своих домов, расположенных в соседнем посёлке Грязи, зеркальными крестами величественного храма, в которых весело играли солнечные лучи.

А уж когда начинали звонить колокола, не хотелось уходить со двора. Глуховатый бас огромного колокола и весёлый перезвон более мелких долго не смолкали над зелёным посёлком и красавицей Маты-рой. И мы стояли с открытыми ртами, как зачарованные. Иногда этот перезвон дополнялся отдалённой музыкой Казанской церкви. И так было хорошо на душе.

Часто бывая у стен старого храма, ловлю себя на мысли, что он и сейчас, находясь в полуразрушенном состоянии, необычайно красив и величествен. Около него я всегда думаю о необходимости раскопок с целью извлечения памятников разных лет и об установке их на отдельной площадке. Таким образом необходимо, хоть в какой-то мере, ликвидировать последствия акта вандализма, когда нож бульдозера по команде злого и невежественного человека сгрёб всё в кучу и похоронил под землёй. И сохранить всё это для потомков, не допуская варварства, как это произошло с надгробием М. И. и Е. А. Бартеневых, которое успели окончательно уничтожить. Впрочем, к этому предложению необходимо прислушаться всем, кто ведёт и будет вести восстановление храмов в наших сёлах. А Николаевской церкви, хочу подчеркнуть, это касается в первую очередь. Село Грязи было владельческим, и хотя бы поэтому на кладбище у церкви было похоронено много знаменитых и достойных земляков. Есть сведения, что при строительстве Николаевского храма большая помощь была оказана со стороны нашего знаменитого земляка Петра Ивановича Бартенева».

Более 50 лет Николаевская церковь простояла огромным памятником нашего духовного обнищания. Восстановление Николаевского храма началось весной 1990 года с праздника Пасхи. Служба началась здесь, когда Святая церковь празднует Николу — 22 мая. Прихожане делали первые шаги по реставрации храма, но этого было недостаточно для такого огромного дела. В 1992 году храм уже действовал и строился. Проведена колоссальная работа: вставлены и застеклены рамы, осуществлялось строительство куполов, сделано отопление, настланы полы. Настоятелем церкви в это время был Виктор Федорович Долгов. Надо отметить, что ряд предприятий оказали спонсорскую помощь: «Химагропром», ЖБИ, «Грязиагросервис», КГСО «Грязинская» — и в особенности, ее руководитель В. Н. Голубев. ПМК «Мелиоводстрой» и хлебокомбинат перечислили по 5 тысяч рублей, сахарный завод -3 тысячи рублей.

На следующий год продолжались восстановительные работы в церкви. Нехватка средств и неимение архивных фотодокументов привели к тому, что храм тогда потерял свою оригинальность. В 1993 году заканчивалась его реставрация снаружи: установили маленький купол с четырьмя крошечными куполами по углам, отчего церковь стала немного куцей. Разрушенную колокольню не стали выстраивать, а лишь выровняли её 5-6 рядами кирпичной кладки, после чего начали готовить под покрытие. На всех окнах сделали карнизы из оцинкованного железа, на алтаре укрепили простенький крест. На исходе 20-го столетия колокольня надстроена на один ярус из красного кирпича, но простая кладка сделала общий вид храма еще более далёким от оригинала, и он потерял свою внешнюю привлекательность.

Вот уже 10 лет настоятелем Николаевского храма является отец Александр. Истинно верующие вместе с протоиереем Александром Бильчуком, иереем Ростиславом Вальчуком и председателем церковного совета Евгением Рясковым возвращают первоначальный вид редкой по архитектуре и красоте церкви. Историческое пятиглавие Николаевского храма восстановили в 2012 году. Свое 120-летие он встречает в новом нарядном убранстве. Большая работа проделана внутри храма. Сегодня внешний вид сияющих золотом крестов и куполов соответствует оригиналу, и за всем этим кроется огромная кропотливая работа.

Имена зодчих, строивших церковь во имя Николая Чудотворца, история не сохранила. В нашей местности такие каменные строения были исключением, да и таких умельцев каменного дела в наших окрестностях не было. Архивное фото донесло до нас, какой была колокольня Николаевской церкви. Кирпичная, изящной формы, она благоукрашала храм. Из большого колокола и более мелких лились ласкающие и проникающие в сердце чудесные звуки, заключающие в себе что-то таинственное, способное каждого призвать на молитву. Золотые кресты и купола озаряли местность на километры.

Молитвенная память соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее святого храма. И пока этот прекрасный храм стоит на земле, на каждом богослужении будут возноситься молитвы о «создателех, строителех и благоукрасителех святаго храма сего…». И вовек не зарастет к нему тропа благодарных прихожан.

***
фото:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта