X

Select for category

Современно, безопасно, красиво

Далее

В 1998 году в городе Грязи начала работать новая автостанция. Современное архитектурное сооружение на привокзальной площади пришло на смену полусгнившему вагончику, где долгое время находилась…

Дарить надежду на спасение

Далее

Грязинец Вячеслав Викторович Вирясов первый раз стал донором в 1987 году, когда родилась его дочь, приняв известные в нашей стране рекомендации для каждого молодого папы….

Гладкой дороги!

Далее

В начале июня жители села Коробовка вместе радовались завершению важного этапа реконструкции дорог. Участок проезжей части протяженностью в 780 метров на улице Лесной был отремонтирован…

Сам не тони и товарищу помоги

Далее

Начальник межрайонной пожарно-спасательной службы на водных объектах областного казенного учреждения «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» Владимир Грачев листает огромную конторскую тетрадь, сплошь исписанную:…

Борьба за баллы и медали

Далее

В этом году 225 выпускников района получат аттестаты о среднем общем образовании. В эти дни у ребят горячая и очень ответственная пора. Они проходят первое…

Главная / Разное / Станция Грязи: история становления

Станция Грязи: история становления

В далёком 1866 году со строительства железной дороги от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа начиналась история станции Грязи и узла Грязи.

По ходатайству Воронежского земства Правительство разрешило проведение линии «между Воронежем и строящейся Рязанско-Козловской линией», а 12 августа 1866 года высочайше была утверждена концессия на строительство линии от Козлова до Воронежа.

Специальная комиссия под руководством главного инспектора железных дорог генерал-майора барона А. Дельвига, исследовавшая зимой 1867-1868 гг. прочность вновь построенной дороги, «нашла возможным открыть движение с 1 февраля 1868 года». Среди других станций линии Козлов-Воронеж была сооружена станция Грязи.

Становлению и развитию узла Грязи послужило дальнейшее строительство железнодорожных линий европейской части России, а именно Орёл-Грязи, Грязи-Царицын (ныне Волгоград).

При рассмотрении вопроса о строительстве главнейших железнодорожных линий в стране Комитетом железных дорог в апреле 1866 года было принято решение построить железную дорогу от Ельца на запад до строившейся в то время Московско-Орловской железной дороги. Это был удобный и кратчайший путь для сбыта сельскохозяйственной продукции из Елецкого уезда в Москву и через Ригу за границу. Однако выгоднее прежде было построить дорогу от Ельца до Грязей, так как уже была открыта для перевозок Рязанско-Козловская и намечалось строительство Козлово-Воронежской железных дорог.

Елецкое земство в сентябре 1866 года обратилось с ходатайством о разрешении образовать общество для устройства железной дороги от Ельца через Липецк до станции Грязи Козлово-Воронежской железной дороги.

Это ходатайство и разногласия в направлении были по высочайшему повелению рассмотрены в Комитете железных дорог, причём Комитет (в соответствии с журналом 10 февраля 1867 года) признал предпочтительным направление от Ельца прямо на Орёл, а относительно соединения с Козлово-Воронежской железной дорогой отдать предпочтение направлению на Грязи. При этом оба участка должны были сооружены одновременно.

Высочайшее утверждение концессии на Елецко-Грязскую железную дорогу Елецкому земству последовало 1 марта 1867 года. В соответствии с ней земство обязывалось в течение 6 месяцев образовать общество на постройку этой дороги.

Проект строительства дороги от Ельца до Грязей протяженностью 103 версты был утверждён 23 марта.

Согласно условиям строительства дорогу необходимо было сдать в эксплуатацию к 1 марта 1870 года. Добившись права на сооружение дороги, земство поручило ее строительство купцу 1-й гильдии С.С. Полякову, сделав его оптовым подрядчиком. К работе по строительству дороги приступили в мае 1867 года. Земляное полотно и опоры мостов сразу возводились под два пути, а верхнее строение укладывалось на одном пути, разъездных путей должно было быть не менее 1/5 части всего протяжения дороги. Главным инженером по постройке дороги был надворный советник Михаил Алексеевич Данилов. В постройке дороги принимали участие Виктор Иванович Кисловский, инженер-подполковник, инспектор общества Орлово-Грязской железной дороги; Феофил Богомилович Цыхоцкий, инженер-подполковник, начальник участка протяжением 70 верст; Эраст Михайлович Зубов, коллежский асессор, начальник участка и строитель Донского моста; Константин Петрович Троицкий, инженер-технолог, руководил строительством водоснабжения и другими техническими работами; Николай Андреевич Артемовский и Казимир Викентьевич Гриневский, архитекторы, они составили архитектурные проекты всех гражданских сооружений дороги. Руководил работой по подготовке дороги к сдаче в эксплуатацию капитан Фердинант Донатович Рыдзевский.

Результатом энергичной деятельности Полякова стало завершение постройки 103 верст дороги в начале августа 1868 года. 30 августа на всем протяжении дороги было открыто движение в один путь. В этот же день пришел первый поезд из Грязей в Елец.

Участок от Ельца до Грязей был первым отделением железной дороги от Орла до Грязей. Станция Грязи становится узловой.

Одновременно со строительством дороги от Орла до Грязей велось строительство линии Грязи-Борисоглебск и затем Борисоглебск-Царицын. 27 июля 1871 года поезда пошли до Царицына.

От станции Грязи-Воронежские в одной версте располагалась станция Грязи-Царицынские, в трех — Грязи-Орловские.

Станцию Грязи-Воронежские предполагалось использовать только для отправления и приёма пассажирских поездов. Остальные две станции — как товарные.

Первый вокзал на станции Грязи-Воронежские был построен в январе 1868 года. Деревянный дом с мезонином (12,5 х 4,75 сажень). При нем была деревянная платформа длинной в 90 сажень. Путь располагался только с северной стороны. В 1870 году была добавлена одноэтажная деревянная постройка. К 1875-му количество путей увеличилось за счет их прокладки с южной стороны.

Проект нового вокзала был утвержден 17 мая 1880 года. Строительство началось рядом со старым зданием. Работы завершились в начале 1883 года.

Вокзал одновременно служил для трех линий Юго-Восточных железных дорог — Орлово-Грязской, Козлово-Воронежско-Ростовской и Грязе-Царицынской.

Кроме того были построены здания для паровозного депо, в том числе паровозный сарай на 9 стойл, объекты водоснабжения, станционные постройки. Через реку Матыру (приток реки Воронеж) сооружён однопролётный в 64 метра с ездой поверху железнодорожный мост.

Паровозный парк составляли товарные паровозы типа 0-3-0 серии В и паровозы типа 1-2-0 серии А, построенные заводом Гартман и Хемнице. Они в основном использовались в пассажирском движении. Паровозы этой серии имели наименования «С. Поляков», «Троицкий», «Гартман», «Кислаковский» и другие.

В XIX веке паровозный парк пополнялся отечественными и заграничными паровозами различных типов и серий: в 1868 году — серией Б (завод Кесслер) и серией Г (завод Нельсон), в 1874 году — серией Д (завод Зигль), в 1876 году — серией Е (завод Гартман), в 1878 году — серией БД (завод Балдвин), 1877 — серией Ж (Невский завод).

На станции Грязи-Царицынские были построены нефтяные сараи, крупнейшее зернохранилище. На станции Грязи-Орловские — паровозный сарай на 6 стойл.

Открытие железнодорожного сообщения от Воронежа до Козлова, от Грязей до Ельца заняло важное место в развитии узла Грязи. В дальнейшем с вводом в эксплуатацию в 1870-1871 годах Орлово-Грязской и Грязи-Цари-цынской линий центральные районы страны были соединены с низовьем Волги, Астраханью, Каспийским морем, с обширными районами земледелия и скотоводства на юго-востоке России, с районами добычи соли. Узел Грязи становится стратегически важным с направлениями: Москва, Царицын, Орёл, Ростов, где ежегодно перевозились миллионы пудов хлеба, соли, рыбы и других грузов.

Н.Кузнеделева, директор музея, г. Воронеж.

***
фото:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта