X

▼  
USD 
59.6325
▼  
EUR 
70.3604
Районная газета Грязинского района Липецкой области. Издаётся с 20 сентября 1930 г.
сейчас:
Свежий номер газеты:
14 ноября
2017  г.
№ 135
(12369)
О новом порядке рассмотрения дел
№  129 (12050)   29 октября 2015 года   
 216

С 15 сентября вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Настоящим кодексом введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Одновременно соответствующие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентировавшие ранее порядок рассмотрения указанных дел, утратили силу.

В предусмотренном КАС РФ порядке рассматриваются и разрешаются дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Среди них, в частности: об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок. Кодекс также регулирует производство дел о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

КАС РФ введены такие понятия, как «административное дело» и «административное исковое заявление», определен статус лиц, участвующих в деле: стороны (административный истец и административный ответчик), заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц. Требования, предъявляемые к содержанию и форме административного искового заявления, а также перечень прилагаемых к нему документов регламентированы статьями 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается. Обязанность доказывать законность оспариваемых правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц возложена на эти органы и лица.

Кодексом предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное участие представителя физического лица максимально обеспечивает защиту его прав и законных интересов при рассмотрении административного дела судом, поскольку нередко гражданин (физическое лицо), участвующий в деле, является наиболее слабой (в процессуальном смысле) стороной процесса.

При этом, данным кодексом предусмотрено обязательное требование, предъявляемое к представителю, участвующему по административному делу. Так, в соответствии со статьей 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы, подтверждающие наличие такого образования, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Также кодексом предусматривается возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика по инициативе суда, что, бесспорно, обеспечивает более быстрое и правильное разрешение спора. В свою очередь при оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно подлежит привлечению орган, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, чьи действия (бездействия) оспариваются.

Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает различные сроки рассмотрения дел в суде первой инстанции, их обжалования и сроки рассмотрения в суде апелляционной инстанции, в зависимости от категории дел.

В кодексе имеется ряд нововведений, одно из них - рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, при наличии определенных условий: обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против рассмотрения дела в таком порядке; указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (то есть независимо от возражений сторон). Упрощенный порядок, предусматривая рассмотрение дела по письменным документам без вызова лиц, участвующих в деле, обеспечивает сокращение срока рассмотрения дел данной категории.

Сергей ДУДНИКОВ, судья Грязинского городского суда Липецкой области.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: