X

Select for category

Современно, безопасно, красиво

Далее

В 1998 году в городе Грязи начала работать новая автостанция. Современное архитектурное сооружение на привокзальной площади пришло на смену полусгнившему вагончику, где долгое время находилась…

Дарить надежду на спасение

Далее

Грязинец Вячеслав Викторович Вирясов первый раз стал донором в 1987 году, когда родилась его дочь, приняв известные в нашей стране рекомендации для каждого молодого папы….

Гладкой дороги!

Далее

В начале июня жители села Коробовка вместе радовались завершению важного этапа реконструкции дорог. Участок проезжей части протяженностью в 780 метров на улице Лесной был отремонтирован…

Сам не тони и товарищу помоги

Далее

Начальник межрайонной пожарно-спасательной службы на водных объектах областного казенного учреждения «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» Владимир Грачев листает огромную конторскую тетрадь, сплошь исписанную:…

Борьба за баллы и медали

Далее

В этом году 225 выпускников района получат аттестаты о среднем общем образовании. В эти дни у ребят горячая и очень ответственная пора. Они проходят первое…

Главная / Разное / Так создается летопись

Так создается летопись

Традиции районной журналистики питает исторический опыт

Сегодня печатными изданиями никого не удивишь. Качество печати в книгах, газетах и журналах радует глаз. А многие уже получают интересующую их информацию в Интернете. Но самые свежие новости из жизни грязинцев несет именно районная газета.

До образования Грязинского района в 1928 году и выхода первого номера районки в 1930 году нашу жизнь освещали другие печатные издания. О строительстве школ, храмов, назначении священников сообщали «Тамбовские епархиальные ведомости».

До 1928 года наш край входил в состав Тамбовской губернии. Жизнь Грязинской, Таволжанской, Бутырской, Фащевской и других волостей, поселков Грязи, Александро-Мариинского освещали «Тамбовская губернская газета» и другие издания.

В Российской империи во второй половине XIX века быстрыми темпами строились железные дороги, а это способствовало возникновению поселений нового типа — пристанционных поселков. При строительстве железных дорог в 1868 году возник поселок Грязи. Вокзал на станции Грязи-Воронежские построен в 1883 году. «Тамбовские губернские ведомости» в № 94 за 1884 год сообщают: «Открыт еженедельный базар при станции Грязи. В поселке при станции есть аптека, винный погреб, трактиры, кабак, пекарня и лавки со всем товаром. Нет только церкви и школы (частные учителя, впрочем, есть)».

Редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей», ректор семинарии архимандрит Христофор, помещает в своем издании прошение священника села Телелюй Усманского уезда Иакова Веселовского о принятии двух сыновей на казенное содержание по бедности, описывает освящение 1 июня 1884 года вновь устроенного храма в селе Коробовка, построенного на средства князя Л. Ф. Вяземского, публикует стихотворение барона фон Нольде на освящение храма. Это издание сообщало о постройке храмов, открытии церковноприходских школ. Например:

«В селе Семеновка Липецкого уезда (ныне село Плеханово) в 1883 году построена новая каменная Николаевская церковь… »

«В ночь на 26 июня в селе Грязи обокрали церковь. Похищены с престола дорогие кресты, померы и прочее… »

«25 числа около станции в 10 часов загорелась деревня Дмитриевка. Причина пожара точно не известна. Сгорело 8 дворов. 29 числа в 11 вечера там же вспыхнул еще пожар, сгорел еще один двор…», — такое печальное сообщение узнаем из «Тамбовских губернских ведомостей» (№ 65 за 1887 год).

В московском журнале «Гусляр» в №№ 19 — 24 за 1890 год есть очерки о нашем крае. Их автор Сергей Филиппов дает несколько живых зарисовок о жизни того времени. Один из очерков назван «В пору действительности». Он начинается с описания поездки автора в Липецк: «На станции г. Козлова мне сказали: «Доедете до Грязей, там пересядете на поезд из Орла, который привезет вас в Липецк. От Грязей недалеко — 34 версты. Будете одним махом. «Одним махом» оказалось преувеличением. На самом деле от Грязей до Липецка целых три станции, которые поезд Орловско-Грязинской дороги проползет без малого за 4 часа.

Грязи — большое село, давшее название одной из крупнейших станций Козлово-Воронежско-Ростовской дороги… Само село в верстах трех от станции. Теперь между ними вырос значительный поселок, соединивший село со станционными постройками. Так что около вокзала всегда чувствуется жизнь, и нет той мертвечины, царящей почти на всех наших станциях, выстраиваемых нашими мудрыми инженерами обыкновенно вдали от населенных мест…

Виктор Тонких

Пришел Елецкий поезд, почти пустой. Из Грязей село только несколько человек, но на каждой станции все прибавлялось. Народ — больше деревенский, рабочий. Котомки, мешки, косы торчат отовсюду. Обгорелые лица, серьезные разговоры. Пора страдная — июнь, не до шуток и смеху».

А вот что значится в «Памятной книжке Тамбовской губернии на 1894 год»: «Село Грязи 272 двора с числом жителей 2310 человек. Больных лечит один врач. Земская школа и церковь. Еженедельный базар, который для крестьянского населения является местом сбыта хлебных продуктов».

Печатные издания конца XIX века широко освещают жизнь поселка Грязи, промышленность, работу учебных заведений, ярмарки.

В газете «Тамбовский край» за 1914 год приводится список фамилий — жертвователей на нужды империалистической войны (Первая мировая война): Белкин, контора маслобойного завода Улановых, Лукин, Яковлев, Ливенцев, Клюев, Куланин, Расторгуевы, Маликов… , всего собрано около 500 рублей.

«Земледельческая газета» за 1915 год очень подробно рассказывает о сельском хозяйстве в имении Бланка.

Установление советской власти в Грязях произошло без серьезных эксцессов. В годы гражданской войны в поселке хозяйничала банда Мамонтова. Бандиты взорвали железнодорожный мост через реку Матыру, разграбили маслобойный завод и другие предприятия.

Первые годы советской власти были временем перемен. Заводы и предприятия национализировали, улицы переименовали.

С 1928 года в результате нового экономического районирования страны наша территория вошла в Центрально-Черноземную область, центром которой стал город Воронеж. В этом же году образован наш Грязинский район, который сначала вошел в Козловский, а в 1929 году — в Усманский округ. Помимо областных газет и журналов здесь издавались окружные. В Козлове (Мичуринске) — «Наша правда», в Усмани — «Путь Ленина». Окружные газеты несли много информации о нашем районе. 23 июня Постановлением ЦИК и СНК СССР округа были упразднены и основной административной единицей стал район.

Газета «Наша правда» от 5 января 1929 года сообщала: «25 декабря 1928 года в маленькой типографии поселка Грязи был отпечатан первый номер газеты «Голос рабочих и крестьян». Этот же источник за 4 апреля 1929 года сообщает следующее: «При станции Грязи хлебопекарня Воронежского РАЙТПО в небольшом ветхом помещении. Правлением бывший зав. Веретин и помощник зав. Субботин сняты, назначены Мухортов и Масьянов. Пекарей полсотни».

По всей стране шла коллективизация. Ее ход освещался в газете «Наша правда» 31 мая 1929 года: «В Грязинском районе два поселка «Маркс» и «Правда» объединились вместе и перешли на устав товарищества по общей переработке земли. Два колхоза при селе Ярлуково «Ясное утро» и «Самолет» объединились в один мощный колхоз с площадью земли в 500 га. В имении Бланка на площади в 300 га организовалось товарищество по совместной обработке земли «Заря».

В субботу, 20 сентября 1930 года вышел первый номер районной газеты «Ленинская искра».

Грязи — один из быстро растущих железнодорожных узлов и промышленных пунктов ЦЧО. 15 октября 1933 года в Воронеже вышел первый номер газеты «Вперед» — органа политотдела Ю-В ж. д. Для жителей Грязей она играла особую роль, так как в ней печатались материалы о железнодорожниках. Вот что сообщила газета «Вперед» от 6 августа 1938 года: «Из резолюции митинга рабочих, инженеров, техников и служащих грязинского стрелочного завода. Угроза войны против Советского Союза, подготавливаемой фашистской Германией, Италией и Японией, растет с каждым днем. Но пусть помнят провокаторы из Берлина, Рима и Токио, что народы нашей Родины по первому зову большевистской партии и правительства будут грудью защищать каждую пядь своей земли. Нам есть, что защищать, и есть, чем защищать. Доблестная Красная Армия готова разгромить любого врага».

Из этой же газеты за 30 августа 1938 года: «В феврале 1938 года старший машинист депо Грязи тов. Рогачев первым на Юго-Восточной перевел локомотив на хозрасчет. За два года на хозрасчете эта строенная бригада сэкономила на одном лишь промывочном ремонте более 25 тысяч рублей. За этот срок она сберегла около 600 тонн топлива. Примеру тов. Рогачева последовали многие другие машинисты. Сейчас более половины машинистов переведены на хозрасчет».

В годы Великой Отечественной войны территория района хотя и не была оккупирована, но важный стратегический узел Грязи подвергался бомбежкам.

Виктор Тонких

Линия Мичуринск — Грязи — Поворино — Сталинград была основной коммуникацией для подвоза подкрепления в Сталинград.

Журнал «Политическая информация» (№ 4 за 1975 год) сообщает: «На станции Грязи фашисты совершили 78 самолетовылетов, сброшена 351 бомба, убито 186, ранено 369 человек. Налеты немецкой авиации совершались с 12 декабря 1941-го по август 1943 года». В дополнение этого материала — отрывок из статьи в «Ленинской искре» за 21 июня 1986 года: «…4 августа 1942 года фашисты разбомбили паровозное депо станции Грязи-Воронежские. На боевых местах смерть настигла машинистов К. С. Чернышова, Ф. Д. Овчинникова, зам. начальника ж.д. милиции М. А. Михайлова».

Из справки начальника Ю-В ж. д. Ф. Ткаченко: «За период с 26 июня по 17 декабря 1941 года в депо ст. Грязи изготовлен бронепоезд «Грязинский железнодорожник», там же изготовлен аппарат для подогрева масла на самолетах, сделано 100 хомутов для авиабомб, 1000 ручных гранат.

В Грязинском вагонном участке изготовлено 2000 ручных гранат, в мастерских дистанции пути изготовлено 1500 гранат».

Грязинцы работали по-стахановски. И своим трудом приблизили долгожданный День Победы — 9 мая 1945 года.

В послевоенные годы Грязи продолжали оставаться крупным железнодорожным узлом и центром сельскохозяйственного района, постепенно наращивая свой промышленный потенциал. Пик промышленного развития пришелся на 70 — 80-е годы XX столетия, вследствие чего увеличилось население города с 25881 человека в 1939 году до 47,5 тысячи человек в 1989 году. По количеству жителей Грязи занимают третье место в Липецкой области.

…Только 28 января 1988 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял решение по отмене «Инструкции по применению законодательства о культах» от 16 марта 1961 года и других нормативных актов, ограничивающих деятельность Церкви.

Из книги А. Ю. Клокова и А. А. Найденова «Храмы и монастыри Липецкой области»: «С 1988 года в Липецкой области начинается движение за открытие новых православных храмов. Первый храм — в районе Таволжанки. Священником этого православного храма назначен Алексий Богодеев».

Сегодня культовое здание восстановлено из руин, его можно по праву перевести в разряд архитектурных памятников. Примерно в это же время начались восстановительные работы еще одной святыни — Николаевского храма (бывшее село Грязи). Пятью золотыми куполами сияет храм, притягивает своим величественным видом, греет душу. Для восстановления этого уникального культового здания требуются большие капиталовложения. Только всем миром мы сможем вернуть храму былую неповторимую красоту. Хотелось бы, чтобы спонсоры помогли в этом финансово.

Церковь святого Димитрия Солунского в селе Коробовке начала свое воскрешение в начале этого века. Этот уникальный по красоте храм воссоздан снаружи.

Для возрождения святынь в нашем районе делается очень многое, в том числе и журналистами, и нештатными авторами районной газеты «Грязинские известия».

Завтра в России отмечается День печати. С этим праздником хочется поздравить всех, кто пишет очерки и стихи, готовит к публикации новости и фоторепортажи, всех, кто пишет в газету и кто ее печатает, выдавая читателям готовую продукцию.

Будьте здоровы и счастливы!

***
фото: Город растет и высится…;Имение князей Вяземских Лотарево. 1917 год;Железнодорожный вокзал. 1869 год

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта