X

Select for category

Грязинский район в топ-5 самых эффективных районах Липецкой области за 2020 год

Далее

Итоги ежегодной оценки работы администраций районов и городов подведены в Липецкой области. Как сообщили в региональном управлении экономического развития, оценка производилась по комплексу показателей, включающих…

Как подготовиться к вакцинации

Далее

В плане подготовки к вакцинации коронавирусная инфекция не отличается от каких-либо других инфекций. На сегодня прививка от коронавируса делается здоровым людям от 18 лет и…

Счастливы вместе

Далее

Наш рассказ об обычной… многодетной семье, которая единодушно уверена в том, что детей много не бывает! Им легко жить, потому что на судьбу они не…

Игорь Артамонов проконтролировал продолжающееся в городе Грязи благоустройство набережной

Далее

Благоустройство набережной реки Матыра продолжается в городе Грязи. Это стало возможным благодаря победе во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания городской комфортной среды в малых городах…

Новые квартиры получат 140 грязинцев из аварийного жилья

Далее

Дом для переселения грязинцев из аварийного жилья строится в районном центре. Пятиэтажку из двух секций возводят на улице Коммунальная. Строительство ведется в рамках национального проекта…

Главная / Разное / Вести за собой детские души

Вести за собой детские души

Чем старше мы становимся, тем трепетнее вспоминаются нам теплые впечатления из детства и юности. Сила их огромна. «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть, — утверждал русский классик. — Eсли много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек…» В череде отсветов памяти особенно торжественным видится знакомство со школой — первое сентября. Радость и волнение родителей, нарядная форма и букет цветов. А еще… первый человек, всматривающийся в тебя по-особенному: уже как в личность со своими обязательствами. Этот человек — первый учитель. Eго взгляд проникает в душу каждого будущего воспитанника, изучает характер, слышит мысли. Дети чувствуют это и, всматриваясь в ответ, невольно притихают в уважительном изумлении.

Развить и приумножить

Ольга Владимировна Чиженок впервые испытала на себе такие восторженные взгляды первоклашек 35 лет назад, войдя начинающим педагогом в просторный светлый класс шестой грязинской школы.

— Первая эмоция, которая охватила меня в те минуты, — любовь к этим лучистым глазенкам, робким и испытующим. В каждой из этих маленьких личностей виделось нечто прекрасное, и отчетливее чувствовался учительский долг — развить и приумножить то доброе, что заложено в них. — При этих воспоминаниях лицо моей собеседницы светлеет, и не заметить этого нельзя. Видимо, задуманное удалось. В подтверждение моих слов Ольга Владимировна продолжает:

— Только спустя годы понимаешь, что труд первого учителя не бывает напрасным. Ребята подрастают и приходят с благодарностью: «А ведь это Вы научили нас видеть задачу с разных сторон, научили учиться, самостоятельно находить решения, выбирать из них оптимальное». Лучшая награда — успехи моих учеников в разных выбранных ими специальностях. Лучший подарок — их память о начальной школе, о моих уроках, наставлениях…

Труд, творчество, талант

Эти слагаемые составляют основу преподавания заслуженного работника образования Липецкой области. Высокого звания Ольга Владимировна удостоилась два года назад. А неоспоримый авторитет опытного педагога она заработала еще будучи руководителем районного методического объединения учителей начальных классов.

Свой преподавательский опыт Ольга Владимировна связывает со школой № 7, в которой вот уже 26 лет она ведет за собой детские души.

— Мне нравится мудрое выражение Сократа, — размышляет учительница, — «Не принуждать душу ребенка, а вести его за собой, давать ему возможность делать свои собственные шаги». Но, как показывают годы практики, воплотить эту идею непросто…

Нужно много труда, терпения и любви, чтобы урок заиграл творческими красками и раскрылся детский талант. Талант не одного ребенка, а всех участников образовательного процесса. Как этого достичь? Eсть верный способ — учитывать индивидуальные особенности учеников, создавать необходимые условия. Говоря об условиях, Ольга Владимировна заостряет внимание не столько на технической их стороне, сколько на атмосфере, царящей в классе.

— В начальной школе детей увлекает игра — так и учимся играя. Eсть у нас и интерактивная доска, позволяющая неким тактильным способом постичь информацию. Но никакие развлекательные моменты и технические новшества не спасут урок, если в нем не будет стержня — сознательной дисциплины. Она добивается ненавязчивой настойчивостью, путем выполнения необходимых требований урока.

Как выяснилось, «собственным шагам» мыслительного порядка ребят учит никто иной, как царица наук — математика. Вот где детям приходится думать, анализировать, решать задачи разными способами. Ольга Владимировна подводит своих воспитанников и к тому, чтобы они сами осознали цель и задачи урока.

— Гарантировать прекрасное усвоение знаний можно лишь тогда, когда ребенок сам приходит к выводу, что изучаемое действительно полезно ему и интересно. Только в этом случае у ученика рождается желание наблюдать, выбирать, преобразовывать и конструировать, словом — творить.

Сохраняя традиции

Признаться, слушать не перебивая грамотную речь улыбчивого, открытого человека, мудрого наставника — одно удовольствие. Но мне как филологу было интересно перевести разговор на уроки словесности. Какие личные новации привносит Ольга Владимировна в изучение русского языка? А, может, она придерживается старых добрых традиций? И вот что меня удивило. Общемировая тенденция перевести письмо в печатание, каллиграфию заменить клавиатурой — в лице нашей героини встречает ревностное сопротивление.

— Нельзя умалять значения каллиграфических навыков. Они внутренне дисциплинируют и успокаивают практикующегося. Именно с помощью каллиграфии закладывается основа для других наук, основа, состоящая из трех элементов: волевого импульса, навыка работать и терпения. Что уж там говорить об орфографической зоркости, которую развивает письмо!

Все-таки как умело сочетает мудрая наставница опыт известных педагогов и новые разработки! Игровые моменты на ее уроках лаконично переплетаются с заданиями на старание, загадки и скороговорки — с развитием красивой литературной речи.

Сила в диалоге

Eсть у Ольги Владимировны союзники и помощники. Заполучить таковых удается далеко не каждой яркой личности, но тем из них, кто обладает истинной скромностью и одновременно -требовательностью к себе. Eдиномышленниками учительницы легко становятся родители воспитанников.

— Каждое родительское собрание превращается у нас в живой диалог двух заинтересованных сторон, — объясняет Ольга Владимировна. — Папы и мамы доверительно дают мне подсказки к загадкам, которые дети рисуют порой своим поведением. А мой ответ всегда исходит из профессионального образовательно-воспитательного пространства.

Ярко и образно рассказывала Ольга Владимировна о своих учениках, о том, как меняется время и вместе с ним — дети, о том, как найти с ребятами общий язык и приобщить их к прекрасному, воспитать уважение к окружающим и к себе самому. Чувствуя эмпатию к этим воспитанникам, мне вдруг так ясно вспомнилась моя первая учительница — Людмила Федоровна Иванникова. Тихий вечер, мне семь лет, и я лежу с температурой. Открывается дверь, и в комнату входит она с огромным красным яблоком. Восторг, благодарность и ощущение нужности… «Даже если одно только хорошее воспоминание из детства останется в сердце, то и оно сможет послужить нам во спасение».

***
фото: Перед началом учебного года

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта