X

Select for category

Грязинский район в топ-5 самых эффективных районах Липецкой области за 2020 год

Далее

Итоги ежегодной оценки работы администраций районов и городов подведены в Липецкой области. Как сообщили в региональном управлении экономического развития, оценка производилась по комплексу показателей, включающих…

Как подготовиться к вакцинации

Далее

В плане подготовки к вакцинации коронавирусная инфекция не отличается от каких-либо других инфекций. На сегодня прививка от коронавируса делается здоровым людям от 18 лет и…

Счастливы вместе

Далее

Наш рассказ об обычной… многодетной семье, которая единодушно уверена в том, что детей много не бывает! Им легко жить, потому что на судьбу они не…

Игорь Артамонов проконтролировал продолжающееся в городе Грязи благоустройство набережной

Далее

Благоустройство набережной реки Матыра продолжается в городе Грязи. Это стало возможным благодаря победе во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания городской комфортной среды в малых городах…

Новые квартиры получат 140 грязинцев из аварийного жилья

Далее

Дом для переселения грязинцев из аварийного жилья строится в районном центре. Пятиэтажку из двух секций возводят на улице Коммунальная. Строительство ведется в рамках национального проекта…

Главная / Разное / Мой город Грязи

Мой город Грязи

…Грязи стали городом за несколько лет до войны. Ранее были крупной узловой станцией, и это подогревало наш местный патриотизм. Ну не Москва, не Воронеж, но все-таки не какое-нибудь заштатное село. Само собой разумелось, что когда мы вырастем, это место будет прославлено как место нашего рождения. Так потихоньку про себя думал каждый.

А возникла станция по необходимости. Паровоз был одной из самых прожорливых и неэкономичных машин. В него нужно было доливать воду, и это делалось регулярно через определенные промежутки пути. Грязи оказались в конце одного промежутка по одной причине — Матыра как нельзя лучше подходила как источник воды. Имя станция получила от села, расположенного на противоположном берегу реки, хотя станция строилась буквально рядом с селом Дмитриевка с более благозвучным названием. В устах старожилов оно звучало — Митревка.

И еще в наше время старожилы четко различали местную станционную элиту и «митревскую» деревенщину. Вот так не все просто. И чтобы окончательно закончить с названием города, скажу, что в 37-м решено было присвоить городу имя Eжовск в честь предшественника Берии. Уже и митинг провели, но инициатива поддержки не нашла.

Поскольку при строительстве железной дороги создавалась вся сеть учреждений, связанных с ней: школы, больницы, предприятия для производства различных деталей, необходимых дороге, трудно переоценить силу влияния на окружающую жизнь новых людей, появившихся в тех местах. Да и вся жизнь изменилась. Не только непрерывные паровозные гудки и свистки, которыми явно злоупотребляли машинисты. Кроме свистков на магистральных паровозах были оглушительные гудки, которые паровоз подавал при подходе к станции. Одновременно они служили сигналом для жен паровозников, хорошо различавших голоса паровозов, можно было приготовиться к приходу мужей. Неповторимое зрелище, когда бригада возвращалась из поездки домой. Черные от угольной пыли и пота лица, промасленная и пропитанная той же пылью одежда и сверкающие зубы, и белки глаз. Представляете, как сложно было отмыть их. Работа на паровозе была очень тяжела. Нужна была большая сила, чтобы бросать уголь в пекло котла и не просто бросать, а, как говорили паровозники правильно, заправлять топку, которая имела длину иногда под 10 метров. В насквозь продуваемой будке паровоза, зимой и летом открытой с трех сторон и дышащей огнем топкой, трудиться могли только сильные люди. Отец в молодости несколько лет поработал кочегаром и помощником машиниста, на всю жизнь накачал себе мощную мускулатуру. За одну поездку приходилось перебрасывать около десятка тонн угля.

Вся жизнь в Грязях крутилась вокруг железной дороги, вернее, дорога в буквальном смысле окружила станцию и ее обитателей. Ведь в городе насчитывалось три станции: Грязи-Воронежские, Грязи-Волгоградские, Грязи-Орловские. Многовато для небольшого городка, но вполне достаточно, чтобы поддерживать нашу гордость.

Куда бы ты ни шел, тебе обязательно приходилось пересечь не один железнодорожный путь. Иногда, особенно весной, дорожка вдоль рельсов являлась единственным свободным от невылазной грязи маршрутом. До шестидесятых годов практически не было асфальта, и в дождливое время улицы тонули в грязи, оправдывая название нашего любимого городка. После революции три улицы — Советская, Кооперативная и Воровского — имели булыжное покрытие и обеспечивали более надежную доставку зерна к огромному элеватору, построенному бельгийцами в 1912 году. Россия в то время была крупнейшим поставщиком зерна в Eвропу, никто не знал, что вопрос с хранением зерна отпадет в ближайшие годы с появлением колхозов.

Когда в 56-м появился асфальтовый тротуар на Кооперативной, вся молодежь гуляла вечерами по этой улице, называя ее Бродвеем.

Недавно я приезжал в Грязи, нужно было убрать могилы близких. Когда я шел по удивительно чистым улицам, то из головы не уходила одна и та же мысль: «Где те люди, которые жили вместе со мной?» Потом вспоминаю: прошло уже сорок лет, и живут в Грязях уже другие люди.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта