X

Select for category

Игорь Артамонов провел сегодня заседание антинаркотической комиссии

Далее

Заседание антинаркотической комиссии в Липецкой области провел сегодня глава региона Игорь Артамонов. Рабочая встреча прошла с участием заместителей главы региона, руководителей территориальных органов федеральных органов…

Спасатели напоминают об опасности купания в необорудованных местах

Далее

Главное управление МЧС России по Липецкой области напоминает, что для безопасного летнего отдыха на воде нужно знать и соблюдать правила, которые помогут предотвратить трагедии, которых,…

Вакцинация населения

Далее

Уважаемые жители и гости Грязинского района!Для удобства жителей и представителей трудовых коллективов в микрорайонах города Грязи будет работать передвижной мобильный комплекс ГУЗ «Грязинская ЦРБ» ,…

Современно, безопасно, красиво

Далее

В 1998 году в городе Грязи начала работать новая автостанция. Современное архитектурное сооружение на привокзальной площади пришло на смену полусгнившему вагончику, где долгое время находилась…

Дарить надежду на спасение

Далее

Грязинец Вячеслав Викторович Вирясов первый раз стал донором в 1987 году, когда родилась его дочь, приняв известные в нашей стране рекомендации для каждого молодого папы….

Главная / Разное / Конечная остановка

Конечная остановка

К 100-летию смерти Л. Н. Толстого

В те далекие времена железнодорожные станции были самым оживленным местом в округе, где замкнутый мир небольшого населенного пункта соприкасался с внешним огромным миром и прогрессом. Паровозные гудки, экипажи, лошади у коновязи, услуги телеграфа и телефона… Такой была в начале ХХ века станция Астапово, название которой столько значит для русского человека. В настоящее время это — станция Лев Толстой. Со всего мира приезжают люди на место последнего земного пути великого писателя.

В ходе строительства линии Богоявленск — Данков — Смоленск в 1890 году была сооружена станция Астапово. Линия строилась в два этапа. В том же году были сданы в эксплуатацию участки Астапово-Данков и Богоявленск — Лебедянь. В 1899 году линию довели до Смоленска. Благодаря развернувшейся работе по строительству железнодорожных линий Обществом Рязано-Уральской железной дороги станция Астапово становится узловой. Ее архитектурный облик несколько отличался от остальных. Здесь наряду с кирпичными постройками присутствовало много деревянных, что связано с зодческим стилем более ранней Рязано — Козловской железной дороги.

Время, войны пощадили исторический облик станции, сохранив для потомков две водонапорные башни, хозяйственные постройки депо, различные жилые дома, в том числе и жилой деревянный дом, где скончался писатель и где сейчас музей. Сохранилась даже табличка на двери: «Начальникъ станцiи». Вокзал станции состоит из двух частей — старой одноэтажной деревянной и пристроенной немного позднее двухэтажной кирпичной. Его украшают мемориальная доска, барельеф Льва Николаевича Толстого, изготовленные в старом стиле керосиновые фонари, старинные уличные стенные часы с двумя циферблатами. Стрелки этих часов остановлены в минуту смерти Льва Николаевича — 6 часов 5 минут.

31 октября (по старому стилю) 1910 года ничем особо не отличавшаяся станция Астапово приобрела всемирную известность. Судьбе было угодно, чтобы холодным осенним вечером на платформу станции в 6 часов 35 минут вышел из пассажирского поезда №12 тяжело заболевший в пути великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Здесь на станции прошли последние дни его жизни.

О том, как появился Толстой на затерявшейся в полях станции Астапово, рассказало письмо железнодорожного служащего П. Алексеева. Строки из его письма были опубликованы в книге Б. С. Мейлаха «Уход и смерть Льва Толстого»:«… 31 октября вечером в 6 Ѕ часов с пассажирским поездом приехал на ст. Астапово Лев Николаевич Толстой; мы… гуляли по платформе, сразу пошел разговор: «Едет Лев Толстой», всем хотелось посмотреть его, но из вагона он не выходил, только вышел доктор Маковицкий, поговорил что-то с начальником станции и опять скрылся. Никто не подозревал, что этот великий человек остановится у нас в Астапово, но через несколько времени вдруг загудело: «Лев Толстой выходит», — и действительно в дверях вагона II класса показался старец, поддерживаемый доктором Маковицким под руку. Наш дорожный мастер подошел и взял его под другую руку, и таким образом провели его в I класс.

…Стало известно, что граф заболел. Дальше ехать не может и остается в Астапово. Поезда уже ушли, время гуляния на станции кончилось, но народ не расходится, все ждут повидать того, которого знает весь мир. Начальник станции предложил комнату своей квартиры, куда сходили с доктором Маковицким, посмотрели и решили поместить его там. Как только Лев Николаевич показался в дверях… все сразу встали — что-то особенное сказалось в этом, а в проходе все бывшие там обнажили головы. Лев Николаевич поклонился и пошел, поддерживаемый Маковицким и начальником станции, а за ними все бывшие на станции, и таким образом довели его до крыльца, где квартира начальника станции. В этой толпе слышалось: «Не вести его надо, а на руках нести». Дверь закрыла того, которого так жадно хотелось повидать всем. Пронесли его небольшой багаж, и многие прикасались руками к вещам этого человека. … На утро стало известно, что Лев Николаевич сильно простудился…»

В доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина прошли последние семь дней жизни Толстого. Далее приведу рассказ Озолина из той же книги: «… по просьбе Льва Николаевича кровать переставили к стенке. Маленький столик, на котором стояли коробка, подсвечник и спички, он тоже попросил приставить к кровати. На полу мы постелили коврик. …Через некоторое время сказали мне, что Лев Николаевич хочет поговорить со мной. Я поспешил к нему, Лев Николаевич стал благодарить меня за представление ему комнаты, извиняться, что столько наделал мне хлопот; потом, взяв мою руку, несколько раз пожал ее, приговаривая: «Благодарю вас, благодарю вас».

7 ноября (по старому стилю) 1910 года весь мир был потрясен вестью о кончине великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Лавина телеграмм из разных городов России и всего мира проходила через станционный телеграф. Уже 10 ноября 1910 года рабочие изготовили мемориальную доску и установили ее на доме начальника станции. Отсюда отправился траурный поезд на станцию Козлова Засека. На протяжении всего пути поезда — 400 верст — у полотна железной дороги стояли люди, провожая в последний путь Толстого. В 1918 году станция Астапово получила новое название — Лев Толстой.

Н. Кузнеделева, директор дорожного музея.

***
фото: Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне;Станция Астапово;Телеграфисты и журналисты в телеграфной комнате 7–8 ноября 1910 года

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта