X

Select for category

Грязинский район в топ-5 самых эффективных районах Липецкой области за 2020 год

Далее

Итоги ежегодной оценки работы администраций районов и городов подведены в Липецкой области. Как сообщили в региональном управлении экономического развития, оценка производилась по комплексу показателей, включающих…

Как подготовиться к вакцинации

Далее

В плане подготовки к вакцинации коронавирусная инфекция не отличается от каких-либо других инфекций. На сегодня прививка от коронавируса делается здоровым людям от 18 лет и…

Счастливы вместе

Далее

Наш рассказ об обычной… многодетной семье, которая единодушно уверена в том, что детей много не бывает! Им легко жить, потому что на судьбу они не…

Игорь Артамонов проконтролировал продолжающееся в городе Грязи благоустройство набережной

Далее

Благоустройство набережной реки Матыра продолжается в городе Грязи. Это стало возможным благодаря победе во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания городской комфортной среды в малых городах…

Новые квартиры получат 140 грязинцев из аварийного жилья

Далее

Дом для переселения грязинцев из аварийного жилья строится в районном центре. Пятиэтажку из двух секций возводят на улице Коммунальная. Строительство ведется в рамках национального проекта…

Главная / Разное / Первым делом - самолеты

Первым делом — самолеты

В канун Дня защитника Отечества корреспондентам «ГИ» посчастливилось встретиться с легендарным человеком, летчиком первого класса, прошедшим три войны: Афганистан, Приднестровье и Чечню, кавалером ордена «За военные заслуги» и медали «За боевые заслуги». Для мирной жизни Александр Сергеевич Скрябин выбрал наш спокойный и уютный город, со своей семьей живет здесь уже 11 лет. А когда-то, будучи командиром экипажа, он пилотировал истребители МиГ-21 и Ан-30. Выполнял военные и гражданские задания на всей территории Союза, а затем России — от Балтики до Курил. Невозможно было не уловить в общении с Александром Сергеевичем его русское радушие, открытость. При более детальном взгляде просматривалась военная выправка и дисциплина. А к концу нашей беседы мне открылся человек, горячо любящий Родину, великолепно знающий историю, и, что самое удивительное при его военной биографии, романтик, влюбленный в небо. Всей радости и боли памяти, что поведал мне офицер запаса, хватило бы на целую книгу…

Нежность к ревущему зверю

Семиклассником я прочитал роман Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю» о летчиках-испытателях. Поразила личность героя Валерия Чкалова, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Книга и определила выбор моей жизни. В 1971 году после 10 класса поступил в знаменитое Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Успешно окончил его со званием лейтенанта, освоив тренировочный Л-29 и боевой истребитель МиГ-21, и попал по распределению в Забайкальский военный округ. Штаб 23 воздушной армии направил меня в гарнизон Джида, что в Бурятии. 7 лет я оттачивал полеты на любимом сверхзвуковом МиГе. Затем был Братск и новый ревущий зверь — разведчик Ан-30, созданный в годы заключения с американцами договора об ограничении стратегических вооружений. Экипажи нашей части были задействованы в контроле уничтожения американских ракет.

Судьба страны -судьба военных

Eще десятилетие назад Афганская кампания была как будто вытеснена из сознания соотечественников. Да и сейчас об этой войне знает далеко не каждый. Для меня она стала частью судьбы. Когда Афганистану был объявлен джихад и для борьбы с «неверными» из Пакистана устремились отряды моджахедов, республика попросила интернациональной помощи у дружественной Москвы. Все понимали, что границам Союза угрожает опасность и нужно вводить войска. Меня направили в Афганистан в 83-м. Война шла уже 4 года. 14 месяцев я летал на своем Ан-30, контролировал места расположения душманов:

перевалы, ущелья. Время моей службы пришлось на самое кровопролитное время Афгана. Чего только стоят наши потери при взятии Панджшерского ущелья! Мы кидали по кишлакам агитационные бомбы с листовками: «Ввоз оружия на территорию ДР Афганистан запрещен!». Но одержимые люди в паколях снаряжали оружием караваны, шли песками и горными тропами. Их можно было обнаружить только с помощью наших авиационных тепловизоров. С высоты 7000 километров такие датчики улавливали все, что излучало тепло: маскирующиеся караваны в песках, прячущихся людей, костры в закрытых местах. Война казалась бесконечной. Возникали новые формирования моджахедов, спонсируемые Америкой. Кровавые разбирательства, в которых гибли русские ребята, затянулись на 10 лет. Только в 1989 году Союз вывел свои войска.

Ан-30 в мирном небе

В 84-м году нас перевели в 5-ю дальноразведывательную эскадрилью под Иркутском. Я продолжал летать на Ан-30 с модернизированной авионикой. Порой в моей душе просыпался романтик, повторяющий справедливые слова Леонардо да Винчи: «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо». Но у меня, командира экипажа, на воздушную романтику оставалось очень мало времени. Я четко знал: командовать экипажем — значит пребывать самому в военной дисциплине и требовать этого от подчиненных.

Генштаб поставил задачу -картографическое обновление. Моря мелели и образовывали лиманы, реки меняли русла, происходили оползни, смещая горы. Менялись, соответственно, и карты. Картографируя, мы побывали во всех 15 союзных республиках. Я был командиром экипажа. Со мной в мирное небо взлетали второй пилот, штурман, техник, радист и механик. В конце 80-х работали с делегацией Китая по вопросам демаркации границ, спорных территорий, таких, как пляж Хабаровска. На нем были военные сооружения СССР. Нашим картографированием проблемные вопросы были решены, граница установлена в интересах России.

Об именах, вписанных в историю…

В 89-м году нашу часть переводят в Тирасполь для разрешения вооруженного конфликта с Кишиневом. Только свидетели расколотой Молдавии помнят жестокость этой войны и ее потери…

Приднестровье оказалось зажато между основной частью Молдавии и Украиной. Желая воссоединиться с Россией, молодая республика даже не имела выхода к морю. Связь с нами была только воздушной. Тогда все говорили о том, что у Кишинева осталось много присвоенного советского оружия: танков, гаубиц, пушек, самоходок. С таким арсеналом вражеский им город Бендеры они разнесли в пыль. Эту войну прекращают введенные российские войска и их командующий, генерал Лебедь. Но как много потерь было в этой маленькой войне!

О доверии и предательстве

Я не раз видел предательское отношение других стран к доверчивой России. Так было с Чечней. По соглашению с Джахаром Дудаевым были выведены русские погранвойска, чтобы чеченские солдаты сами охраняли кавказские рубежи, входя в состав Российской Армии. Договоренность российской стороной была исполнена, Чечня нарушила обещание.

Eе клановый выдвиженец взял курс на отделение с целью установить шариат. Подпитываемая моджахедами, республика решилась на вооруженный конфликт с Россией.

Я попал в первую Чеченскую кампанию. Никогда не забыть те жестокие потери наших ребят на площади Минутка в Грозном. Минобороны Грачев решил навести порядок в городе одним батальоном, но силы противника недооценил. Первая же колонна российских танков была разбита из противотанковых ружей в считанные минуты. Достаточно было взорвать первый и последний танк колонны, чтобы парализовать весь ее ход. Больно было фотографировать с воздуха это поражение: около тридцати наших сожженных танков. Только тогда Россия поняла ошибку и начала разрабатывать свою стратегию.

Наша часть с помощью фотографической техники должна была выявлять места скопления банд-формирований. Инфракрасная съемка с семитысячной высоты обнаруживала людей в лесах и в горах по их металлическому снаряжению, тепловизоры — по исходящему теплу. Первая Чеченская война закончилась Хасавюртовским перемирием.

Обречен на тоску по небу

Завершение моей военной биографии произошло неожиданно. Возвратившись из Грозного в должности замкома части, получаю телеграмму от командующего о ее расформировании. Новость ошеломила: только недавно мы были на пике востребованности! Но приказ был понятен. За годы военных событий наша часть потеряла много самолетов, и перед генштабом встал вопрос о перевооружении. В мыслях пронеслись все 20 лет, связанные с военным и мирным небом. Вспомнилось, как трижды останавливался двигатель, как пригодились тогда навыки управления со снижением, используя аэродинамику планера, вспомнились разработки наших беспилотников на озере Балхаш и, конечно, ушедшие в вечную славу товарищи… И перед глазами стояло бескрайнее небо, всегда разное. «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, ты обречен на всю жизнь тосковать о нем».

***
фото: Александр Скрябин, летчик 1-го класса, больше 20 лет с честью выполнял задания Родины;1974 год. Военно-авиационное училище

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта