X

Select for category

Грязинский район в топ-5 самых эффективных районах Липецкой области за 2020 год

Далее

Итоги ежегодной оценки работы администраций районов и городов подведены в Липецкой области. Как сообщили в региональном управлении экономического развития, оценка производилась по комплексу показателей, включающих…

Как подготовиться к вакцинации

Далее

В плане подготовки к вакцинации коронавирусная инфекция не отличается от каких-либо других инфекций. На сегодня прививка от коронавируса делается здоровым людям от 18 лет и…

Счастливы вместе

Далее

Наш рассказ об обычной… многодетной семье, которая единодушно уверена в том, что детей много не бывает! Им легко жить, потому что на судьбу они не…

Игорь Артамонов проконтролировал продолжающееся в городе Грязи благоустройство набережной

Далее

Благоустройство набережной реки Матыра продолжается в городе Грязи. Это стало возможным благодаря победе во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания городской комфортной среды в малых городах…

Новые квартиры получат 140 грязинцев из аварийного жилья

Далее

Дом для переселения грязинцев из аварийного жилья строится в районном центре. Пятиэтажку из двух секций возводят на улице Коммунальная. Строительство ведется в рамках национального проекта…

Главная / Разное / Служитель стальной магистрали

Служитель стальной магистрали

145-летие железнодорожного узла для наших ветеранов-железнодорожников не просто дата. Тем более для таких, как Виктор Иванович Гуров. Он прошел трудовой путь длиною в сорок с лишним лет от кочегара до начальника локомотивного депо. До самозабвения предан железной дороге.

— Виктор Иванович, железнодорожник вы потомственный, ваш прадед, рассказывают, работал в депо чуть ли не со времен его образования.

— Можно считать, что так оно и было. Прадеда звали Егор Ильич, родился он в 1870 году, слесарил в паровозном депо. Его сыновья: Василий, Иван, Александр и Николай работали там же. Железная дорога дала работу многим и многим жителям дореволюционного поселка Грязи. Так продолжалось несколько десятилетий. В пору 50-х годов, когда я был школьником, люди из окрестных сел добирались в депо на работу на подводах. Моя мама, тетя тоже связали свою жизнь с депо. Понятно, что и я здесь частенько бывал. Кузница, токарные станки работали, все вокруг гремело… Я без отрыва смотрел, как слесарь залезал под паровоз, чтобы открутить гайку. Та не поддавалась, проржавела, он брал зубило, молоток и запросто сбивал болт, а я все думал, как бы не промахнулся, а то ведь по руке своей ударит… Но у слесаря все получалось, как надо.

— После школы — в депо?

— В юности хотелось романтики… Вдвоем с приятелем Виктором Толчеевым мы решили стать моряками: уехали далеко от дома в Калининградскую область, поступили в мореходное училище. После окончания я был направлен в Балтийск машинистом судовых установок. Только начал вживаться в профессию, как пришло тревожное известие из дома: в аварии на дороге пострадала моя мама… Тут же подал рапорт об увольнении. А куда молодому податься на работу? Конечно, в депо.

— Что собою представляло предприятие в годы вашей молодости?

— В 60-е годы им руководил Виктор Алексеевич Безуглый. Под его началом трудились более 1,5 тысячи человек. В работе были задействованы до 120 паровозов. Они обслуживали и грузовое, и маневровое движение. Меня приняли в депо кочегаром. На дворе стоял 62-й год. В 63-м, в июне, выпал срок служить в армии. Необычно началась солдатская жизнь. Нас, новобранцев, направили в Дорогобуж на съемки «Войны и мира». С августа и по ноябрь 10 тысяч военнослужащих, с ними тысяча лошадей создавали массовку.

— На старой фотокарточке вы — настоящий гусар…

— Гусарскую форму киностудия выдала. Жить приходилось в палатках, вставать в 4 часа утра на восходе солнца… Но зато всех актеров во главе со знаменитым кинорежиссером Сергеем Бондарчуком я увидел. Непосредственно солдатская служба проходила в Московском военном округе. Я попал в отдельный артиллерийский полк, где была «салютная» батарея. Именно она давала салют в столице на всех государственных праздниках. Батарей было две: одна дислоцировалась в Сокольниках, другая — на Ленинских горах. Встречали мы во время визита в СССР и высокопоставленных лиц иностранных государств. Со мной служили наши грязинские парни — Алексей Выдрин и Михаил Винокуров.

— Армия осталась позади, вы вновь на родной земле и, наверное, в депо.

— Да, в депо. В 66-м состоялась моя вторая встреча с предприятием. Меня тепло приняли. Но начальником уже был Иван Федорович Соболев. Отучившись на курсах помощников машинистов, я приступил к работе. Рос профессионально: закончил железнодорожный техникум, поступил в институт. К тому времени моя трудовая книжка пополнилась записями. Я стал машинистом 1-го класса, водил пассажирские поезда на участке Грязи — Поворино. Обкатывал меня Герой Социалистического труда Борис Михайлович Батищев, честный, добрый, необыкновенной души человек. Хотелось подражать ему во всем. Шло время. В 84-м я был назначен дежурным по депо, в 87-м избран секретарем парткома, через год — секретарем парткома узла. В 91-м приступил к исполнению обязанностей начальника депо. И был им до сентября 2006-го.

— Виктор Иванович, на ваших глазах локомотивное депо развивалось, вы прошли с ним один, общий путь. Он был, конечно, нелегок.

— Тяжело работалось всем: и кочегару, и помощнику машиниста, и машинисту. Представьте угольные локомотивы. Пока такой локомотив дойдет до Жердевки, кочегар не менее двух-трех раз почистит топку, перебросит в нее вручную 16 тонн угля. Когда я начинал кочегаром, то работал уже в основном на жидком топливе, но все равно дел было невпроворот. Принимаешь смену — обслужи паровоз как положено. Надо сказать, все паровозы в депо были на загляденье чистыми, особенно выделялись чистотой, красотой те, на которых трудились комсомольско-молодежные экипажи. Ребята очень старались быть на уровне требований времени.

— Депо не то чтобы среди предприятий узла, а на всей Юго-Восточной железной дороге было одним из лучших, не так ли?

— Во всех отраслевых соревнованиях оно неоднократно занимало призовые места еще в то время, когда я был помощником машиниста и машинистом. Производственные совещания руководство Воронежского отделения Ю-В ж. д. проводило, как правило, у нас.

Хочу подчеркнуть значимость труда локомотивной бригады. Может ошибиться дежурный по депо или вагонник, стрелочник, но локомотивной бригаде ошибаться запрещается. Она — последняя инстанция, которая предотвращает разного рода происшествия на железной дороге. Напряженный ритм, правда, не все выдерживают. Остаются самые преданные профессии. Вызови их из дома в любое время суток, в любую погоду — придут и поведут поезд.

— Славу предприятию приносили люди. Кого бы вы назвали в первую очередь?

— О Борисе Михайловиче Батищеве я уже сказал. А ведь у нас еще работали машинисты Вячеслав Бурнацкий — депутат Верховного Совета и Валентин Аристов — делегат партийного съезда. А сколько почетных железнодорожников!..

Человек-легенда — Александр Матвеевич Сокольский. Начинал трудиться до войны, в далекие 30-е. А спросите его сегодня об истории предприятия, расскажет все в подробностях: кто и на каком паровозе трудился, кто старшим машинистом был, кто — помощником.

Плеяду старых работников депо составляли люди на 99,9 процента преданные любимому делу. Вспоминаю Петра Ивановича Ганьшина, Николая Ивановича Давыдова… Николай Иванович, бывало, прочитает заметку в «Ленинской искре», вырежет ее и потом зачитывает на собраниях-совещаниях: «Как это так? Обещали, а не сделали. Почему?» Очень был требователен и к себе, и к другим. А уж если выступал с критикой, то — конструктивной.

В советские годы грузопоток отличался небывалой интенсивностью, так что если в наши дни передать его депо, оно не справится с перевозками: не хватит ни локомотивных бригад, ни самих локомотивов.

У нас работали высококвалифицированные кадры. Что слесари, что кузнецы, что токари. А готовило специалистов Грязинское железнодорожное училище.

— И училище у нас было?..

— Училище хорошее. В районе магазина № 9 ОРСа находилась столовая, где ребята обедали. Они шли на обед в железнодорожной форме, строем и с песней. Это все дисциплинировало молодежь. Практикантов прикрепляли к лучшим наставникам.

Вот так одно поколение передавало опыт другому. Железнодорожников ценили и уважали все грязинцы. А министр путей сообщения всегда особо выделял локомотивщиков, движенцев.

— Как вам новый рельсовый автобус?

— Красавец! Чистенько, кабина у машиниста на электронике, дизели очень экономичные. Машинисту управлять таким видом железнодорожного транспорта приятно. Раньше пригородные поезда-тепловозы в два-три раза больше расходовали дизельного топлива. Передовые технологии продвигают отрасль вперед. И это нам, ветеранам, в радость. В стене здания локомотивного депо мы в свое время заложили капсулу с обращением к потомкам. На праздновании 150-летия железнодорожного узла она будет вскрыта. Конечно, через пять лет много чего изменится. Я настроен оптимистично. И верю в лучшее.

***
фото: Почетный железнодорожник, почетный работник Ю-В ж. д. Виктор Иванович Гуров, 2003-й год;На съемках кинофильма «Война и мир»;Дежурный по депо Гуров с машинистами Анатолием Сухановым и Алексеем Кукушкиным;Коллектив локомотивного депо, 1988-й год;16-летний курсант мореходного училища Виктор Гуров

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта