X

Select for category

Грязинский район в топ-5 самых эффективных районах Липецкой области за 2020 год

Далее

Итоги ежегодной оценки работы администраций районов и городов подведены в Липецкой области. Как сообщили в региональном управлении экономического развития, оценка производилась по комплексу показателей, включающих…

Как подготовиться к вакцинации

Далее

В плане подготовки к вакцинации коронавирусная инфекция не отличается от каких-либо других инфекций. На сегодня прививка от коронавируса делается здоровым людям от 18 лет и…

Счастливы вместе

Далее

Наш рассказ об обычной… многодетной семье, которая единодушно уверена в том, что детей много не бывает! Им легко жить, потому что на судьбу они не…

Игорь Артамонов проконтролировал продолжающееся в городе Грязи благоустройство набережной

Далее

Благоустройство набережной реки Матыра продолжается в городе Грязи. Это стало возможным благодаря победе во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания городской комфортной среды в малых городах…

Новые квартиры получат 140 грязинцев из аварийного жилья

Далее

Дом для переселения грязинцев из аварийного жилья строится в районном центре. Пятиэтажку из двух секций возводят на улице Коммунальная. Строительство ведется в рамках национального проекта…

Главная / Разное / Научим детей учиться

Научим детей учиться

Проблемы российского образования и итоги Единого госэкзамена заставили меня, учителя с 46-летним стажем, взяться за перо, а подтолкнула к этому заметка в «ГИ» Игоря Казанского «А для консультаций пригласить Шойгу». Действительно, министр обороны через тройку лет оценит реальную подготовку теперешних выпускников. Департамент образования области, министерство, правительство успокоили общество, ужесточив требования к проведению экзаменов. Результаты оказались удовлетворительными, несмотря на скандалы со списыванием, подделками документов о перенесении экзаменов, несмотря на выкладывание решений в Интернете, нарушение прав учителей, которых собирали «в кучу» под присмотр, и стресс экзаменующихся во время контроля с помощью металлоискателя.

Из более 6 тысяч выпускников школ области только 47 человек остались без аттестата. Они получили «двойки» сразу по двум предметам -русскому языку и математике. Следует отметить, что самое большое число «двоек» — 553 — было по математике. Если же посчитать средний балл по всем предметам, то получится примерно 62 балла, значит, липецкие выпускники заработали «четверку». Среди них 332 выпускника нашего района, а в их составе 16 выпускников Карамышевской средней школы.

Есть еще примечательный итог ушедшего учебного года — 53 ученика района получили медали. Правда, таких выпускников мало, всего 16%. Где же мы их теряем? Опыт подсказывает: в 6, 7, 8 классах подростки прекращают внимательно слушать на уроках, самостоятельно выполнять домашние задания — списывают их из Интернета или решебника, идут на всевозможные уловки. Большой урон наносят рассказы выпускников о том, что ГИА и ЕГЭ можно списать, а зачем «париться?» Что же делать? Надо школе и родителям менять отношение к учебе у детей. В законе об образовании отмечено, что за обучение детей в ответе их родители, которые должны помогать своим чадам: не решать за них те или иные задания, а контролировать и подталкивать их к выполнению. Невозможно за счет репетиторства освоить учебные курсы — это мое глубокое убеждение. В то время, когда я учился в средних классах школы, о репетиторстве никто и не знал, учитель был один на нашу семилетку, а задачи по арифметике надо было решать, условия были такими, что пока дочитаешь до конца вопрос, забываешь начало условия. Но упрямство не позволяло мне бросить решение на полпути, задача же не поддавалась. Тогда отец, имеющий за плечами три класса земской школы, прошедший войну, заставлял меня читать пару раз условие задачи, потом давал полезные советы, и результат сходился с ответом. Когда же ответ получить не удавалось, отец приказывал: покажи до уроков учителю наше решение.

Как сильно изменилась школа и отношение к ней за последние 30-40 лет? Как изменились наши дети в сравнении с их родителями? Что их волнует? Вопросов много, но решать их приходится в каждой семье, а не в высоких кабинетах.

Экзамены сданы, получены аттестаты, для учителя пора анализа: что, как и зачем?

Первый вопрос — нужен ли ЕГЭ? В таком виде, переписанный с американских испытаний, не нужен! Он не дает возможности думать, рассуждать. Выскажу мнение об экзамене по математике. В этот экзамен собрали скопом алгебру, начало анализа, геометрию, тригонометрию, теорию вероятности, реальную математику. Следует разделить все эти курсы на два: на математику — обязательный экзамен и геометрию — экзамен по выбору.

Слышал мнение начальника департамента образования: выпускники школы не могут решить задачки за 5-6 классы.

Не надо более ужесточать требования к проведению ЕГЭ. Надо добиться, чтобы экзаменующийся работал самостоятельно, в комфортной обстановке, чтобы не сумел применить современные системы передачи информации. А чтобы меньше было скандалов при проведении ЕГЭ — в каждый пункт приема экзаменов направлять представителей контролирующих органов, их образований предостаточно.

Добиться равных условий сдачи ЕГЭ для всех учащихся невозможно. Сравним ученика, проживающего в Сухоборье и липчанина или ученика из Грязей. Ученик из Сухоборья встал в 7:00 и пришел на остановку школьного автобуса, протрясся 20 км в автобусе — прибыл в школу. Тут последняя проверка наличия ручки, паспорта и т.п. Потом — 60 км до пункта сдачи (в 9:30). Домой ученик попадет только в 16:00.

В газетах и по телевидению распространяется мнение о субъективной оценке знаний на ЕГЭ, но это было во все времена.

В 80-х годах мне доводилось проверять работы медалистов, обосновывать поставленную школьной комиссией отметку. Комиссия состояла из нескольких учителей математики. Жаркие споры были, но потом принималось коллективное решение. Однако ни один из проверяющих не мог знать ход мыслей решающего. В моей практике был единственный ученик, который решал стереометрические задачи, выполняя плоские рисунки: сечения, фрагменты достроений и т.п. Для меня это была вершина объемного логического мышления. Уверен, что при проверке такого решения у проверяющих ЕГЭ было бы много замечаний, а значит, недодобранных баллов. Вот еще случай, когда бездушие проверяющих могло загубить судьбу ребенка. В середине 80-х работы медалистов отправлялись в областную комиссию. Через определенное время представители школ получали медали или им возвращались работы, не прошедшие проверки. Прибывшие тихонько сидели, переживали, ожидая своего результата. Вдруг в коридоре показался участник войны, инвалид. Решительно он зашел в кабинет, где заседала комиссия. Среди директоров пронесся шепот: «Это директор интерната». Через мгновение разозленный мужчина вышел, приговаривая: «Я вам покажу две лингвистические ошибки», и с неменьшей решимостью ринулся к заведующему облОНО, сразу же в его кабинет была вызвана председатель комиссии. Наконец, обессилевший после схватки, вышел наш коллега, и на наш молчаливый вопрос коротко ответил: «Порядок! Развелись тут крючкотворцы — девочка-то круглая сирота… »

Алексей МАЛЮТИН, почетный работник образования РФ.

От редакции

Письмо, направленное в «ГИ» и датированное 4 июля, стало последним для Алексея Егоровича Малютина. Он ушел из жизни внезапно. Ушел, оставив нам три исписанных беглым почерком ученических листочка в клеточку — свои размышления о ЕГЭ и дальнейшем развитии образования. Сколько помним, Алексей Егорович еще в советские времена печатался в районной газете. Он никогда не был равнодушным человеком. И потому все, что выходило из-под его пера, было живо, ярко, интересно. Скорбим и выражаем искреннее соболезнование родным и близким.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта