X

Select for category

Грязинский район в топ-5 самых эффективных районах Липецкой области за 2020 год

Далее

Итоги ежегодной оценки работы администраций районов и городов подведены в Липецкой области. Как сообщили в региональном управлении экономического развития, оценка производилась по комплексу показателей, включающих…

Как подготовиться к вакцинации

Далее

В плане подготовки к вакцинации коронавирусная инфекция не отличается от каких-либо других инфекций. На сегодня прививка от коронавируса делается здоровым людям от 18 лет и…

Счастливы вместе

Далее

Наш рассказ об обычной… многодетной семье, которая единодушно уверена в том, что детей много не бывает! Им легко жить, потому что на судьбу они не…

Игорь Артамонов проконтролировал продолжающееся в городе Грязи благоустройство набережной

Далее

Благоустройство набережной реки Матыра продолжается в городе Грязи. Это стало возможным благодаря победе во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания городской комфортной среды в малых городах…

Новые квартиры получат 140 грязинцев из аварийного жилья

Далее

Дом для переселения грязинцев из аварийного жилья строится в районном центре. Пятиэтажку из двух секций возводят на улице Коммунальная. Строительство ведется в рамках национального проекта…

Главная / Разное / На суше, в небе и на море...

На суше, в небе и на море…

В «сороковые-роковые» 16500 грязинцев ковали желанную Победу на всех фронтах Великой Отечественной войны. Наши старшие земляки сражались с врагом на суше, в небе и на море. Об этом и пойдет речь в историко-краеведческом выпуске, посвященном 68-летию Победы.

А почестей мы не просили,

Не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

Солдатской наградой

была…

Г. Поженян.

Мария из Средней Лукавки

Многие грязинские девушки находились в 1941-1945 гг. в действующей армии, где сражались с врагом медсестрами, связистками, зенитчицами, военными регулировщицами. Среди них была и наша землячка Мария Тимофеевна Шальнева.

Родилась Мария в 1923 году в селе Средняя Лукавка нынешнего Грязинского района. Начальное образование получила в родном селе, а среднюю школу закончила в городе Грязи. Там же занималась на курсах связисток, действующих при дистанции сигнализации и связи. В феврале 1942 года землячка добровольно ушла на фронт. Воевала связисткой в одном из стрелковых полков, входивших в состав Воронежского фронта, принимала участие в Воронежско-Касторненской наступательной операции, в освобождении правобережья центра Черноземья.

Летом 1943-го года вместе с однополчанами Мария Тимофеевна находилась на Огненной дуге, в течение пятидесяти дней гигантской битвы надежно обеспечивала связь штаба полка с его батальонами и ротами. За безупречное выполнение своих служебных обязанностей была награждена медалью «За боевые заслуги». Потом последовали Днепр, освобождение Правобережной Украины, Корсунь-Шевченковское сражение.

Когда наши войска вышли на государственную границу, командир части вызвал нашу землячку к себе и сказал: «Вот что, Мария, ты у нас писаная красавица, поэтому будешь представлять наш полк перед Европой!» Так Мария Тимофеевна Шальнева стала военной регулировщицей.

Приходилось не раз слышать, что служить военной регулировщицей было не так уж и сложно. Мол, стой себе на свежем воздухе вдали от передовой и маши флажками. Однако это далеко не так. Профессия эта требовала цепкой памяти, умения принимать правильные решения в непростой обстановке и, конечно же, отличной физической подготовки. Ведь «махать флажками» долгими часами приходилось и в дождь, и в снег, и в мороз, нередко под артиллерийскими обстрелами и бомбежками. Немало военных регулировщиц погибло на боевом посту от пуль недобитых гитлеровцев и их прихвостней.

Великую Отечественную ефрейтор 87-го дорожно-эксплуатационного батальона 1-го Украинского фронта Мария Шальнева закончила в Берлине. На дорогах войны зеленоглазую регулировщицу с пышной копной русых волос охотно щелкали фронтовые корреспонденты. В поверженной столице «тысячелетнего рейха» она попала под прицел камеры известного военного фотокора «Правды» Евгения Халдея. Вот что вспоминал впоследствии корреспондент: «Вместе с поэтом Долматовским мы ехали из штаба генерала Василия Ивановича Чуйкова. Вдруг в районе Александер плаца среди серых камней и обломков на фоне цветастого первомайского плаката увидели серьезную и сосредоточенную регулировщицу. Я быстро приготовил фотоаппарат. Девушка сразу приосанилась и заулыбалась. «Как звать-то тебя, курносая?» — поинтересовался я. Регулировщица повела плечом и обстоятельно ответила: «Нас зовут Мария Шальнева… » — «А откуда, Мария, будешь?» — «Мы — воронежские!» — сказала та и совсем повеселела…» (С 1934-го по 1954 год Грязинский район входил в состав Воронежской области).

Фотопортрет регулировщицы из Средней Лукавки красовался на обложке одного из номеров победного «Огонька», хранился в Центральном музее Вооруженных Сил. В Югославии о Марии Шальневой издали целую книгу. Еще одну книгу о замечательной матери написал не так давно ее сын — доцент одного из воронежских вузов.

В послевоенное время Мария Тимофеевна трудилась на Воронежском и Саратовском авиационных заводах (кстати, муж землячки, Мирон Миронович Ненахов, также родившийся и выросший в Средней Лукавке, был авиаконструктором), являлась «Почетным донором СССР».

На грозном «Ил-2»

Весомый вклад в разгром фашистской Германии в Великой Отечественной войне внесли грязинские летчики, девять из которых удостоены звания Героя Советского Союза. Двадцатого мая 2013 года исполняется 95 лет со дня рождения одного из них — Ивана Тимофеевича Фролова.

Родился Иван Тимофеевич Фролов в селе Кривка Вторая. После школы работал в типографии города Липецка, занимался в местном аэроклубе. В 1939 году грязинец поступил в Тамбовскую военную летную школу, по окончании которой был зачислен в 132-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков. Затем перешел на штурмовик «Ил-2».

К началу Курской битвы Иван Фролов командовал звеном «Илов» в 166-м гвардейском штурмовом авиаполку 291-й Воронежской штурмовой авиадивизии полковника А. Н. Витрука. (Этот полк дал Родине 12 Героев Советского Союза. Помимо И. Т. Фролова, среди них был и еще один наш земляк: уроженец Грязей А. А. Калачев).

В первый день Курской битвы штурмовики дивизии нанесли удары по восьми аэродромам Харьковского аэроузла противника. В то время звено Фролова принимало участие в уничтожении вражеского аэродрома в районе Томаровки, что неподалеку от Белгорода. Пятого июля 1943 года в составе группы «Илов» и сопровождавших их «Яков» Иван Тимофеевич участвовал в штурмовке вражеских танковых колонн. Возвращаясь домой после третьего боевого вылета, советские штурмовики и истребители были атакованы превосходящими силами «мессеров». Завязалась ожесточенная схватка. Один из вражеских снарядов угодил в самолет Фролова. Раненный в голову пилот сумел дотянуть до своего аэродрома и посадить машину на фюзеляж. Когда техники осмотрели «Ил» грязинца, то насчитали в нем около четырехсот пробоин. Из строя была выведена гидросистема, перебито рулевое управление.

После госпиталя земляк снова возвратился в родной полк. Активное участие летчик-штурмовик Фролов принимал в битве за Днепр, помогая нашим наземным войскам форсировать реку, а после — удерживать захваченные плацдармы на правом берегу. Однажды в составе группы из двенадцати «Илов» он участвовал в установке дымовой завесы вдоль берега, занятого врагом. Лететь пришлось на бреющем полете, на высоте всего нескольких десятков метров, под сильнейшим огнем немцев. Несмотря на это, завеса была поставлена, что существенно облегчило переправу наших частей на данном участке реки.

После форсирования Днепра старший лейтенант Фролов участвовал в освобождении Правобережной Украины, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. Ратный путь летчика-штурмовика в Великой Отечественной войне закончился в Австрии. Помимо Золотой Звезды Героя и полагавшегося к ней ордена Ленина грязинец был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, многими боевыми медалями.

Вернувшись с войны, Иван Тимофеевич Фролов работал директором Липецкой типографии, секретарем партбюро трубного завода, заместителем начальника шестого управления треста «Липецкстрой». Вместе с многочисленным коллективом строителей треста он возводил азотно-туковый завод, агломерационную фабрику, крупнейший в Европе кислородно-конвертерный цех тогда еще Новолипецкого металлургического завода.

Отважный подводник

До Великой Отечественной войны в нашем городе проживал Федор Видяев, чей отец трудился на Грязинском железнодорожном узле. Окончив военно-морское училище, Федор Алексеевич был направлен на Северный военно-морской флот под начало адмирала А. Г. Головко.

Воевал офицер-моряк Видяев на подводных лодках Северного флота, которые были сведены в бригаду, состоящую из четырех дивизионов. Советские подводные лодки совершали походы к берегам Норвегии, охраняли союзные конвои, топили немецкие транспорты, вывозившие ценное стратегическое сырье: никелевую руду из Петсамо, молибден и железную руду из Киркинеса. Настоящую школу подводника Федор Видяев прошел на «Щ-421». Этой подводной лодкой командовал знаменитый на Северном флоте капитан Н. А. Лунин.

Со временем наш земляк стал командиром «Щ-421». За успешное выполнение боевых заданий Указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена орденом Красного Знамени. Восьмого апреля 1942 года «Щ-421», находившаяся в Баренцевом море, нарвалась на мину. Взрывом сорвало винты, покорежило обе линии вала, через пробоину и крышки кормовых торпедных аппаратов в седьмой отсек хлынула вода. Лодка стала проваливаться на глубину. Ценой неимоверных усилий экипажу удалось сделать невероятное: лодка всплыла! Подводники на ощупь заделали пробоины, устранили поступление воды в отсек. Однако «Щ-421» потеряла ход, и ее постепенно относило к вражескому берегу. Моряки сшили из дизельных чехлов парус и подняли его на перископе. Полотнище наполнилось ветром, и лодка с небольшим креном стала удаляться от берега. Но спасти ее все же не удалось: возникла угроза захвата лодки немцами. Тогда по приказу адмирала Головко экипаж лодки перешел на подошедшую советскую подлодку «К-22», а сама «Щ-421» была взорвана. Последним борт лодки покинул ее капитан.

После гибели «Щ-421» капитан 3-го ранга Ф. А. Видяев был назначен командиром подлодки «Щ-422». Под его командованием эта лодка совершила немало походов и нанесла ощутимый ущерб противнику. В свой последний поход она вышла 1 июля 1943 года. После 14 июля связь с лодкой оборвалась, и о ее судьбе до сих пор ничего неизвестно.

Командуя подводными лодками «Щ-421» и «Щ-422», капитан 3-го ранга Ф. А. Видяев уничтожил 11 вражеских транспортов и боевых кораблей. Его ратные подвиги отмечены тремя орденами Красного Знамени, а также орденом «Британской империи 4-й степени». Этот орден в 1945 году был передан на хранение вдове подводника — Марии Ивановне Видяевой. В удостоверении к нему говорилось, что Федор Алексеевич Видяев награжден королем Великобритании Георгом Шестым «за доблесть и мужество, проявленные при выполнении заданий командования…»

В настоящее время один из поселков Заполярья носит имя отважного офицера-подводника. Отсюда уходят в морские походы современные атомные подводные лодки Военно-Морского Флота России.

В подготовке выпуска принимали участие члены клуба «ПОИСК» Лилия Алабушева, Мария Фурсова и Андрей Ханыкин.

Руководитель С. И. Соколиков.

Дорогие ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети военной поры! От всего сердца поздравляем вас с праздником Великой Победы. Желаем здоровья, счастья и успехов!

Учащиеся и преподаватели СОШ № 2 г. Грязи.

***
фото: Мария Тимофеевна Шальнева. Берлин, 1945 год;Летчик-штурмовик, Герой Советского Союза И. Т. Фролов

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта