X

Select for category

Современно, безопасно, красиво

Далее

В 1998 году в городе Грязи начала работать новая автостанция. Современное архитектурное сооружение на привокзальной площади пришло на смену полусгнившему вагончику, где долгое время находилась…

Дарить надежду на спасение

Далее

Грязинец Вячеслав Викторович Вирясов первый раз стал донором в 1987 году, когда родилась его дочь, приняв известные в нашей стране рекомендации для каждого молодого папы….

Гладкой дороги!

Далее

В начале июня жители села Коробовка вместе радовались завершению важного этапа реконструкции дорог. Участок проезжей части протяженностью в 780 метров на улице Лесной был отремонтирован…

Сам не тони и товарищу помоги

Далее

Начальник межрайонной пожарно-спасательной службы на водных объектах областного казенного учреждения «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» Владимир Грачев листает огромную конторскую тетрадь, сплошь исписанную:…

Борьба за баллы и медали

Далее

В этом году 225 выпускников района получат аттестаты о среднем общем образовании. В эти дни у ребят горячая и очень ответственная пора. Они проходят первое…

Главная / Разное / Грязинский газовый завод

Грязинский газовый завод

Для нас, грязинцев, гордостью является железнодорожный вокзал станции Грязи-Воронежские, построенный по индивидуальному проекту и принявший пассажиров в 1883 году.

Правление Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги приняло решение строительства Центральной станции (вокзала) в Грязях. Смотрю архивные фотокопии документов, присланные из Санкт-Петербурга, и поражаюсь, что проект железнодорожного вокзала высочайше одобрил на пути из Ливадии в Москву 18 ноября 1879 года сам самодержец Александр II. Министр путей сообщения генерал-адъютант Посьета сделал эту надпись на чертеже. На следующий год 17 мая 1880 года утверждён проект нефтяного газового завода для станции Грязи на 400 рожков.

Мало кому сегодня известно, что когда-то на станции Грязи находился газовый завод, занимавшийся производством светильного газа для освещения железнодорожного вокзала. Кроме этого газом освещались перроны с обеих сторон вокзала. Кстати, это здание — прекрасный образец промышленной архитектуры XIX века.

В то время пассажирские железнодорожные вагоны также освещались газом, которым на станции заправляли специальные баллоны для проходящих поездов. Здание газового завода располагалось возле станционных путей. Само же заводское здание кирпичное представало взору одноэтажным высоким сооружением. На рисунке чертежа на мансарде под окном указан год 1881. С обеих сторон рустованного окна надпись «Газовый завод» с уходящей в небо трубой. Недалеко от него располагался нефтяной резервуар, обложенный кирпичом.

Пристанционный посёлок Грязи в 1883 году встречал множество гостей по случаю открытия главного железнодорожного вокзала узла Грязи. Новый вокзал поражал своей красотою. С двух его сторон находились стеклянные, крытые железом платформы, каждая длинною по 70 сажень. В особенности красив вид вокзала вечером, когда сотни газовых рожков как в наружных фонарях, так и в люстрах, и в настенных канделябрах придавали всему зданию какой-то особенный величественный отпечаток. Приняли в эксплуатацию и газовый завод.

В течение 1913 года выработано газа 3038157 кубических футов. Стоимость выработанного одного кубического фута газа равнялась 0,64 копейки. Контингент работающих: мастер, помощник мастера, пять кочегаров и один конторщик.

Выписка из копии 1893 года гласит: «Правление Общества Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги заключило с правлением Орлово-Грязинской ж. д. нижеследующий договор: ст. 1. Общество К-В-Р ж. д. предоставляет обществу Орлово-Грязинской ж. д. для приёма и отправления пассажиров, багажа и товаров большой скоростью, право совместного пользования всеми пассажирскими службами станции Грязи». В статье № 7 этого документа прописано следующее: «За освещение пассажирского здания и на ремонт оборудования газового завода и принадлежностей должно быть перечислено 758 рублей 74 копейки на пять лет».

Нужно отметить, что к 30-м годам прошлого века газовое освещение сдавало свои позиции более современному — электрическому, более яркому. В 1912 году была открыта электростанция «Заготзерно» мощностью всего в 200 киловатт. В 1933 году в посёлке построена и введена в эксплуатацию железнодорожная электростанция с двумя двигателями по 300 лошадиных сил, а через год она была расширена и установлен дополнительно ещё один двигатель, который увеличил мощность электростанции в два раза.

Так электричество пришло в железнодорожный посёлок. Можно сказать, что это был первый опыт его применения. А как же наш газовый завод, его дальнейшая судьба? Он благополучно работал до тех пор, пока освещал железнодорожный вокзал. В 30-е годы ХХ-го столетия на пассажирских поездах было введено электрическое освещение. После небольшой реконструкции и перепланировки в здании расположились разные железнодорожные службы.

***
фото:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта